00:00, 22 июля 2008 года

И поступь командора?

Я не психоаналитик и, помню, только удивилась, откуда такая фантазия у любящего пофлиртовать с дамами и отнюдь не обойденного их вниманием мужчины. Но почему-то эта нарисованная им картина возникла у меня перед глазами, когда я читала в номере «СП» от 5.07.08 статью Светланы Солодских «Женщины идут!».

Честно сказать, мне не очень-то по душе описанная автором «симпатичная девушка» с университетским дипломом, знанием трех языков, множеством интересов и увлечений, «одним словом, живая, яркая личность», которая порвала со своим молодым человеком, сообщив ему об этом так: «Извини, но... дело в том, что я попросту умнее тебя». Автор не объяснила читателям, чем конкретно был так уж плох молодой человек, почему, если его «интересует только пиво», высококультурная девушка с ним встречалась. Вообще, мне кажется, произошла некая подмена: все богатство отношений мужчины и женщины в статье сводится лишь к общности их интеллектуальных интересов.

Конечно, замечательно, когда такая общность есть. Но при наличии в женском характере высокомерия и категоричности, которые демонстрирует «симпатичная девушка», возможно, семейного счастья не видать ей и в этом случае.

К слову, интересны, по-моему, в этом смысле семьи многих знакомых мне учительниц, мужья которых, будучи первоначально весьма далеки от русской литературы, информатики и педагогики, затем ходят с классом супруги в походы, чинят в школе компьютеры и рисуют декорации к литературным вечерам. Секрет таких превращений, мне кажется, в умении этих женщин любить своих мужей и даже прощать им — о ужас! - их интерес к пиву. Вообще — прощать людям их недостатки, что издавна считалось именно женским качеством. Если наше время в чем-то и изменило женскую натуру, то, по-моему, в том, что «серьезные девочки» все меньше полагают для себя необходимым быть терпимыми, эмпатийными, уступчивыми. Они много зарабатывают, делают карьеру, обгоняют мужчин, вступая, как справедливо пишет автор статьи, «в негласное соревнование с противоположным полом». Но счастливы ли они? Не буду за примером далеко ходить, напомню об одной известной фигуре. Как она появилась на перестроечном политическом небосклоне, молодая женщина с мягкой экзотичностью черт, сколько ума, блеска, женственности было в ней в начале ее карьеры. Говорят, девочки просили в парикмахерских: подстригите под нее!.. И как постепенно, в соревновании (гласном) с противоположным полом, в агрессивных баталиях за власть она превратилась в обозленную бесполую особу с каркающим голосом…

От подобных, как писал поэт, «волшебных изменений милого лица» страдают и мужчины. Череда «мужчин-золушек», открытая рязановским «Служебным романом», продолжается бесчисленными дамскими сериалами. Герой в них беден, безроден, по деловым качествам (и упомянутой в статье «Женщины идут!» культурной активности) в подметки не годится героине – волевой, преуспевающей бизнес-леди, но при этом проявляет чудеса мужественности, умеет быть для нее опорой, защитой и т. д. Юных барышень, которые верят в то, что так бывает, придется разочаровать. Так не бывает! Рядом с не по-женски сильной, «маскулинной», как говорят психологи, избранницей мужчина ломается. Либо от нее сбегает подобру-поздорову.

Идти против обозначенных природой половых ролей бессмысленно и небезопасно как для мужчин, так и для женщин. Жизнь – не мыльная опера.

Честно говоря, не вижу я, в отличие от С. Солодских, в нашей сегодняшней действительности и такой уж массированной женской культурной агрессии. Театральные премьеры, художественные выставки, поэтические вечера, дискуссии и диспуты посещают в основном женщины. Особенно хорошо это знают актеры и поэты. (В последнее время усвоили и политики). Культурное начало передает ребенку мать – это как раз ее естественная роль.

С чем нельзя не согласиться: современные женщины куда-то идут. Не хотелось бы, чтоб в однообразной веренице тяжелых черных фигур с поступью командора…

Л. ЛАРИОНОВА