Основной инстинкт
Председатель хозяйства Александр Ворожко перевел овец на осенне-зимнее ягнение еще девять лет назад. Без науки дипломированный ветврач и его команда, конечно же, не обошлись – за эти годы на кошарах «Гиганта» привыкли к визитам академика РАСХН Героя Социалистического труда Василия Мороза – зоотехника с мировым уровнем. Между прочим, сотрудничали наука и практика настолько плодотворно, что Ворожко и сам диссертацию по этой теме защитил.
…Главный зоотехник и заместитель председателя СПК Анатолий Соломка (на снимке) рассказывает, что народ из Сотниковского не уезжает на заработки, скорее – в местный колхоз очередь стоит. С убыточным животноводством расправились своеобразно – просто взяли и раздали коров по домам. Надои сразу взлетели вверх – во много раз. Хозяйство получает прибыль, да и семьи не внакладе. Продукцию есть куда определить – с десяток заводских молоковозов с утра пораньше решают эту проблему. В скором времени в селе появятся и семейные фермы.
Вообще в колхозе все, кто на совесть работает, получают приличную зарплату, а на премию могут рассчитывать даже дети: в школе всем отличникам начиная с седьмого класса выплачивается стипендия – 250 рублей в месяц. Самодеятельность тоже не только за «спасибо» культуру поднимает – лучших артистов председатель всегда отмечает повышенным гонораром.
В общем, рассказывать о сотниковских чудесах можно долго, но, как говорится, вернемся к нашим баранам ставропольской породы. Почему весь край шагает в ногу, а в «Гиганте» наоборот? На радикальные сдвиги сроков осеменения животных специалисты решились от безвыходности положения: не будем заострять, по какой причине, но в хозяйстве осталось всего 1700 гектаров пастбищ – и для частного сектора, и для общественных коров, и для овец. Времена, когда колхоз держал 20 тысяч овцематок, безвозвратно ушли, на кошарах осталось животных впятеро меньше. Вспомнили в хозяйстве практику 50-х годов прошлого столетия и решили поэкспериментировать с основным инстинктом. Для этого не пришлось даже устраивать искусственную осень - затемнять помещения и понижать влажность воздуха в них, майская погода как нельзя лучше подошла для благодатного овечьего настроения. Да и последовавшее питание – витаминный лужок, пожнивные остатки, естественная белковая пища оказали благотворное влияние – будущая овцемамка сама выбирала себе рацион – зимой же ей приходится питаться тем, что положат в кормушку.
Инстинктивное питание приносит свои плоды – и довольно весомые: молодняк, как правило, рождается весом 3,6 килограмма, плюс-минус 200 граммов.
- А однажды, - рассказывает А. Соломка, - на животноводческую стоянку Николая Синько сбежался весь колхозный люд: ягненок здесь родился – восемь с половиной килограммов! Гигант, одним словом.
Молодняк, появившийся на свет в ноябре-декабре, как правило, крепкий, упитанный – не то что традиционный весенний. К отбивке его готовят уже в возрасте 100 дней, то есть на месяц раньше общепринятых сроков. Вот, правда, случаев многоплодной беременности немного, но зато и падежа практически нет.
Конкуренции в эту зимнюю пору нет никакой, и цену за ягнят можно запрашивать подходящую. Мясо тоже в цене, и до лета хозяйство успевает распродать продукцию. Еще и шерсть с полуярки получается состричь – килограмма по два в среднем.
Такой круглогодичный торговый конвейер позволяет значительно экономить корма – в зиму сена, к примеру, запасают не более 70 тонн, а вот при весеннем ягнении приходилось складировать на каждой кошаре как минимум 200, да еще лучшее надо было додержать до последнего момента. И электроэнергию, которая теперь часто оказывается не по карману сельскому хозяйству, в СПК удается экономить: ноябрьские ягнята вырастают практически без обогрева.