Ставропольский крайизбирком намерен привести в порядок списки избирателей
Правительство края всерьез обеспокоено положением дел со списками избирателей: больше 23 тысяч граждан не нашли в них своих фамилий. Но еще больше оно обеспокоено результатами явки на участки 2 декабря, согласно которым край – последний на Юге России. И, как отметил заместитель руководителя аппарата ПСК Владимир Зритнев, всего этого могло и не быть, если бы все, кто задействован в организации и проведении выборов, ответственно подошли к своим обязанностям.
- Рейтинг сложился таким образом не потому, что край плохо сработал, - отметил секретарь краевой избирательной комиссии Сергей Панков, - а, скорее, из-за того, что кто-то много «нарисовал» (речь о соседних субъектах. - Е.С.). Судя по результатам, в ряде южных регионов проголосовали даже те, кто находится в федеральном розыске.
И действительно, до сих пор многих заботит секрет феноменально высоких показателей, как, например, в Чечне, где по официальным данным проголосовали 99 процентов избирателей, или Ингушетии - 98 процентов. В правдоподобности таких заоблачных результатов есть основания усомниться. Как известно, после думской кампании в Ингушетии прошла акция «Я не голосовал». Результаты поражают. Согласно заявлениям жителей республики, больше 54 процентов от всех избирателей вообще не ходили на участки. Откуда взялась цифра в 98 процентов, остается только догадываться. Хотя власти и республиканская избирательная комиссия настаивают на том, что все по-честному. Сейчас все заявления переданы в Генпрокуратуру России для разбирательства.
С качеством списков избирателей на Ставрополье – другая история. Когда Владимир Чуров только возглавил ЦИК России, то дал распоряжение региональным комиссиям навести порядок с учетом избирателей. Формальный показатель качества этой работы - количество голосующих, внесенных в дополнительные списки, на выборах не должно превышать процента от общей численности. По итогам думской кампании у нас этот показатель оказался несколько выше – 1,2 процента. Причем в отдельных территориях он и вовсе зашкалил до неприличия: например, по Невинномысску составил 3,8 процента, по Октябрьскому району Ставрополя – 3,6, по Промышленному – 2,7. Кроме того, были случаи, когда избиратели обижались, что их фамилии нет в списках, и уходили, так и не проголосовав. Сплошь и рядом имели место случаи, неприятные по моральным соображениям, когда граждане уже на участках в документах находили своих умерших родственников.
В общем, работать есть над чем. Тем более, что, по словам С. Панкова, согласно распоряжению В. Чурова к президентским выборам число избирателей в дополнительных списках не должно превышать половины процента!
Дело в том, что только за месяц краевой список избирателей меняется примерно на 32 тысячи человек. А полпроцента избирателей – это около 10 тысяч. Причем надо учитывать, что вся необходимая информация о переменах из сельских загсов поступает в крайизбирком в течение нескольких месяцев. Крайне сложно вести учет лиц, возвратившихся из мест лишения свободы, военнослужащих, в том числе уволенных в запас после срочной службы.
Похожая ситуация и со студентами в краевом центре. В Ленинском районе, например, 17 высших и средних специальных учебных заведений, в которых обучаются около 30 тысяч человек. Большинство голосует то по месту жительства, то по месту учебы. А то и вообще нигде. Избирком края и районные администрации Ставрополя уже не раз беседовали на эту тему с ректорами вузов. И даже как будто нашли понимание. Но воз, как говорится, и ныне там.
Другая проблема – учет граждан, которые зарегистрированы в крае, но вот уже несколько лет здесь не живут и соответственно на выборы не ходят. В основном это касается тех, кто выезжает на заработки за пределы края. В отдельных населенных пунктах таких от 10 до 30 процентов. И как с ними поступать, чтобы явка не страдала, неизвестно: вычеркивать их из списков закон не велит.
В завершение С. Панков обратил внимание вот на что. Когда наш край часто сравнивают с соседями, необходимо учитывать, что в большинстве регионов ЮФО председатели территориальных избирательных комиссий работают на постоянной основе. У нас же эту функцию выполняют управделами райадминистраций – по совместительству, так сказать. А с «совместителей» какой спрос?
18 января 2008 года