00:00, 16 ноября 2007 года

Волшебный ключик к Музыке

- Любовь Николаевна, наш фестиваль уже можно записывать в долгожители в сравнении с другими культурными акциями. Но, несмотря на солидный возраст, он отнюдь не устарел. Какие впечатления в целом оставил о себе нынешний, 38-й по счету, чего в нем, на ваш взгляд, больше - плюсов или минусов?

- По-моему, надо прежде всего выразить удовлетворение тем, что мы сохраняем очень добрую традицию. Это значит, что она нужна. Так сложилось, что каждый очередной фестиваль «Музыкальная осень» посвящается какой-то одной главной актуальной идее. В прошлом году это были юбилейные даты великих композиторов Моцарта и Шостаковича, и получилось, если помните, очень хорошо - и содержательно, и красиво. Пожалуй, более удачно, чем нынче. Хотя и в этот раз исторические даты опять же были выбраны серьезные, но вот показать суть 230-летия Азово-Моздокской линии и 160-летия Ставропольской губернии не получилось в той мере, как они этого заслуживают, и как могли бы это реализовать задействованные творческие силы. А жаль, потому что задумки были неплохие, и оргкомитет, и министерство культуры приложили немало сил, но... не проявилось в программе желаемой гармонии.

- Наверное, невозможно ежегодно творить шедевры! И все-таки у фестиваля много сторонников или, лучше сказать, поклонников, причем весьма преданных. Но значит ли это, что форма его проведения должна оставаться неизменной или нужны новые, смелые решения? Речь не о смене эмблемы, как случилось нынче. Кстати, логотип-то, по-моему, прежний был хорош - ромашка с клавишами...

- Думаю, фестиваль нужно выстраивать в ином плане, чтобы это был действительно праздник высокого искусства, насыщающий фестивальную афишу звучными исполнительскими именами и произведениями. Поверьте, я нисколько не хочу обидеть наши ставропольские творческие коллективы - их много, и есть по-настоящему прекрасные. Но мы же говорим о празднике, а это всегда подразумевает нечто не-обычное, свежее. Наших музыкантов и солистов публика имеет возможность видеть чаще, а вот гостей, по сути, раз в год, именно на «Музыкальной осени». Значит, они должны как можно полнее представить все лучшее, хотя и замечательным исполнителям земли ставропольской тоже обязательно нужно отводить солидный блок фестивальной программы, стараясь показывать их в ином, также свежем для зрителя ракурсе. Немалую лепту в фестиваль вносят многочисленные народные коллективы районных, городских и сельских домов культуры, и все же не хотелось бы опускать фестиваль до планки художественной самодеятельности: у нее совсем иные задачи. Все это пока размышления после события. Каким будет наш следующий фестиваль? Надо хорошенько подумать! Поискать другой ключ. Почему бы фестивалю не выйти на улицу, на площади, в парки...

- Ваша мысль перекликается с мнением дирижера симфонического оркестра краевой филармонии Юрия Каспарова, который тоже считает, что музыкантам надо бы выходить к народу, и они уже это когда-то успешно делали. А если вспомнить мировой опыт - в европейских городах проходят массовые гулянья с участием десятков оркестров, устраиваются многотысячные парады и шествия музыкантов.

- Вот и нам можно сделать силами нашего оркестра большую программу в рамках «Музыкальной осени», рассчитанную на массового зрителя, в парке или даже на центральной площади Ставрополя, и тогда еще больше людей придет на встречу с Музыкой! Не менее важно поднять содержательную планку фестиваля, отвечающую при этом самым разным категориям зрителя. Задача сложная, но и интересная!

Словом, осмысление итогов «Музыкальной осени»-2007 продолжается. Мне кажется, что в дальнейшем тематика фестиваля не должна замыкаться только Ставропольским краем, а, наоборот, открывать нашему зрителю широкие музыкальные горизонты. А в течение года нужно целенаправленно готовить, вести зрителя к этому празднику. Например, провести серию различных музыкальных мероприятий, из которых потом выбрать лучшее для фестивальной программы.

- Быть может, следует, отдавая должное опыту и вкусу старшего поколения, все же поручить разработку концепции фестиваля молодым? Или взять да объявить в школах и вузах конкурс на лучшую идею фестиваля. В крае масса молодежных творческих студий, кружков, есть своя молодежная культурная среда и элита. Почему бы не позвать кого-то из них в оргкомитет...

- И над этим стоит подумать. В чем я не сомневаюсь: уже само открытие фестиваля следует делать ярче, мощнее, с большим количеством участников. Вовлекая и зрителя в орбиту праздника. Вспомните впечатление от концерта Хора Турецкого, завершавшего фестиваль. Я сейчас не говорю о творчестве этого коллектива вообще, о нем можно и подискутировать. Но согласитесь: благодаря Хору на сцене Дворца культуры и спорта был настоящий праздник песни! Вокалисты, причем высокопрофессиональные вокалисты, поняли нашу идею и сделали так, что зал стал соучастником праздника. И это особенно порадовало. Сегодня проблематично бывает залучить зрителя, например, в филармонический зал, не каждый туда готов пойти в силу своего образования, воспитания, музыкальных пристрастий. А в парк или на площадь пойдут многие. Я вижу наш фестиваль вот таким - не ограниченным стенами концертных залов, а очень широким, если хотите, разгульным - в лучшем смысле слова, разумеется. Чтобы человек услышал звуки музыки, подошел и уже не отошел, чтобы ему стало интересно и приятно... «Музыкальную осень» человек должен чувствовать! Почему прижилась у нас еще пока молодая традиция отмечать День края? Люди его ощущают! К этому надо стремиться и организаторам «Музыкальной осени Ставрополья», если мы хотим, чтобы она жила и дальше.

- Ежегодно в преддверии фестиваля возникает самый, наверное, сложный вопрос - финансовый. Нехватка бюджетных средств сказывается и на качестве фестивальной программы, и на степени ее доступности широкой публике.

- Да, это проблема. Сегодняшнее время кардинально отличается от первых лет фестиваля, когда к нам приезжали самые известные композиторы и самые популярные исполнители, причем они с удовольствием ехали даже в села. Сейчас прежде всего речь заходит о гонорарах артистам, а звезды нынче, как вы понимаете, имеют соответствующие аппетиты. Даже с учетом того, что мы теперь обладаем самым современным звуко- и светотехническим оборудованием, которое ранее артистам приходилось везти с собой из столицы и, следовательно, нести определенные расходы. Казалось бы, мы значительно облегчили их работу, а они все равно не очень-то стремятся ехать в провинцию! И все же думаю, нам нужно идти на увеличение затрат: благородная цель фестиваля того заслуживает. Эта цель - популяризация высокой музыки, привлечение к ней широкой слушательской аудитории. Пока что, наблюдая за публикой, посещающей концерты «Музыкальной осени», можно увидеть те же лица, что были и год, и два, и несколько лет назад. Зрительский состав фестиваля, к сожалению, мало обновляется. А мы должны думать о молодежи...

- Тем более что молодежь может вполне слушать классику, в чем убеждают отдельные концерты. Остается лишь пожалеть, что Ставрополь не имеет своей оперы.

- Беда в том, что и общество в целом, к сожалению, подрастеряло вкус к симфонической музыке. Старшее поколение росло, слушая по радио регулярные просветительские музыкальные программы, знакомясь с новыми постановками через передачу «Театр у микрофона»... Благодаря которым даже провинциальные юноши и девушки имели представление о серьезном искусстве. Нынешняя молодежь живет в иной атмосфере - в царстве пресловутой попсы. И это при том что столицы постоянно подпитывают кадры своих ведущих театров нашими талантливыми ребятами, которых готовят музыкальные школы, училище и колледж искусств края.

- Любовь Николаевна, как вы можете прокомментировать включение в «Музыкальную осень» еще одного - фольклорного - фестиваля «Поёт село родное»? Не кажется ли это объединение искусственным, ведь у каждого из фестивалей свое лицо и задачи каждый выполняет свои, да и проводятся каждый в своих формах...

- Думаю, вы обозначили еще одну существенную «информацию к размышлению» по поводу этих мероприятий. Они действительно очень отличаются друг от друга. Вообще должна признаться, что пока трудно однозначно ответить на все вопросы, вызванные фестивалем. Наверное, нужно время, чтобы все впечатления обрели более четкие очертания, и тогда выводы будут более точными. Об этом мы еще не раз будем говорить на встречах в оргкомитете, с ведущими творческими коллективами и исполнителями. Да, надо и рисковать, и экспериментировать, и делать ставку на молодежь, и не скупиться на расходы, уж коли мы называем «Музыкальную осень» главным культурным событием года на Ставрополье.