Тема взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти стала для Ставрополья в последнее время весьма актуальной. Сегодня сквозь призму краевых проблем мы смотрим и на муниципальные образования: там тоже далеко не все безоблачно. Один из недавних примеров: «бунт» депутатов в Минеральных Водах, который мог парализовать деятельность городской власти.
Александр Добровольский, председатель Совета города Железноводска

Александр Добровольский, председатель Совета города Железноводска

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

Вот и в Железноводске год назад ситуация была взрывоопасная: спустя два месяца после выборов пятеро депутатов объявили войну главе города со всеми вытекающими последствиями. С этой истории и началась наша беседа с председателем Совета города-курорта Железноводска Александром Добровольским.

– Это уже дело прошлое, не хотелось бы его ворошить… Но если вкратце, то подоплекой громких заявлений нескольких депутатов ЛДПР стали амбиции местных лидеров партии, которые рассчитывали получить большинство в Совете.

– Я был на той скандальной пресс-конференции, которую ЛДПР провела в Минеральных Водах. Тогда депутаты горсовета были настроены весьма решительно. Но затем все как-то незаметно стихло…

– Да, нам удалось погасить конфликт. Как именно – в детали вдаваться не буду. Но и глава города, и я, и абсолютное большинство депутатов понимали, чем чревато противостояние. То есть нас завели бы в такой тупик, из которого пришлось бы очень долго выбираться. Заниматься реальной работой, обеспечивать жизнедеятельность города было бы некогда. К чему приводит такое разногласие, мы видим на примере некоторых соседних муниципальных образований… Совет города-курорта Железноводска вот уже год работает в нормальном режиме. Бывшие возмутители спокойствия перешли в другую партию и сегодня весьма активны, но эта активность носит конструктивный, а не разрушительный характер.

– Не означает ли это, что вы, как опытный руководитель, просто подмяли под себя депутатский корпус?

– Наоборот. Прежний Совет города был каким-то «карманным»: что скажет глава администрации – за то и проголосуют. Я сам почти четверть века избирался и работал депутатом, прекрасно знаю, как себя чувствует избранник народа, когда попадает в административные жернова. Поэтому с самого начала председательства в Совете города я поставил задачу – максимально раскрепостить депутатов. Сегодня у нас стало нормой, что каждый депутат высказывает свое мнение, даже если оно идет вразрез с мнением большинства и заведомо неприемлемо.

– А бывает ли, что большинство депутатов идут вразрез мнению главы города?

– Да сколько угодно. Любое предложение мэра мы рассматриваем детально, и если что-то не нравится – спорим, принимаем иное решение.

– Неужели Виктор Лозовой – кадровый офицер, привыкший к тому, что приказы беспрекословно выполняются, так просто сносит, когда депутаты ему перечат?

– Не сразу и не так легко, но нам удалось достигнуть с мэром понимания того, что одно дело – когда он единолично принимает решение, а совсем другое – когда оно подкреплено авторитетом депутатов. В Совете создан свой аппарат, который способен качественно анализировать положение дел в городском хозяйстве, готовить материалы. Постепенно мы пришли к тому, что ныне все важные для жизни города и горожан вопросы проходят через Совет. А если депутаты обсудили и приняли решение, то они на равных с главой города несут ответственность за его реализацию. В том числе и за работу конкретных должностных лиц, поскольку кандидатуры руководителей всех муниципальных предприятий мэр выносит на обсуждение депутатов. И не всегда они гладко проходят.

– После выборов в марте прошлого года власть в Железноводске изменилась радикально: и новый мэр, и новый председатель Совета, и новые депутаты. Удалось ли нынешнему составу муниципальной власти улучшить жизнь города и горожан?

– Сейчас я вместе с депутатами провожу встречи с населением в различных микрорайонах, на предприятиях, в учреждениях. Это не какие-то формальные отчеты, а живой диалог, в котором люди свободно высказываются по любым вопросам. Без ложной скромности скажу – деятельность депутатов и администрации в основном оценивают положительно. Об этом же говорят и многие цифры, самые показательные – собственные доходы городского бюджета. В первоначальном решении Совета города-курорта Железноводска о бюджете города на 2006 год планировалось получить собственных доходов городского бюджета около 145 миллионов рублей, фактически исполнение бюджета по собственным доходам за прошлый год составило 158 миллионов. В нынешнем году планировали получить 191 миллион, но уже сейчас ясно, что этот показатель значительно превзойдем. Недавно депутаты подкорректировали бюджет, установив планку доходов на уровне 281 миллиона рублей. Как видите, за год ожидается почти двукратный рост.

– И откуда же взялся этот «золотой дождь»?

– Никакого «золотого дождя» не было и нет. Просто обе ветви власти повели себя ответственно. Так, мы считаем необходимым отменить всякие отсрочки по арендной плате, исключений не будет ни для кого. Поэтому или плати налоги, или уступи свое место другому арендатору. Так же резко повысилась эффективность реализации муниципальной собственности. Вот свежий пример: санаторий имени Калинина, от которого сейчас остались одни руины, независимые эксперты оценили в 41 миллион рублей. Мы же продали его за 79 миллионов. А все благодаря тому, что создали здоровую конкуренцию: привлекли на торги солидные фирмы, убедили их, что в будущем санаторий будет приносить прибыль. А главное – не допустили никаких «подковерных» движений, никакого административного давления.

В городе еще много нерешенных проблем. Чего стоит, например, проблема муниципального автотранспорта. Предприятие «Автоколонна – 2066» реорганизовано из государственного предприятия в муниципальное в 2007 году. На этот момент долгов у него скопилось более чем на 18 миллионов рублей, люди месяцами не получали зарплату, многие автобусы подлежат списанию. Все те меры, которые мы предпринимали, давали лишь временный эффект. Так что, видимо, придется принимать решительные шаги, в том числе и непопулярные. Много бед у нас и в коммунальном хозяйстве. Никуда не годится ливневая канализация. А тут еще Курортный парк. Вроде бы федеральная собственность, а содержать его приходится целиком на муниципальные деньги.

– Неужели и после подтверждения статуса Железноводска как города-курорта федерального значения эту несуразицу не устранили?

– К сожалению, железноводчане пока никак не ощутили, что их город получил статус курорта федерального значения. Очень хочется, чтобы у нас и фасады домов, и озеленение были под стать европейским курортам. Чтобы на каждом шагу были бассейны, теннисные корты, площадки для гольфа. Чтобы по вечерам для отдыхающих и местных жителей работали современные развлекательные центры. Ничего этого без поддержки федерального центра муниципалитет сделать не сможет. А помощи пока не чувствуется. Как нет никаких подвижек и с реализацией проектов в рамках особой экономической зоны турист-ско-рекреационного типа, статус которой в этом году получили Кавминводы.

– Но вернемся к взаимоотношениям властей. В Железноводске мэра избрали всенародно, вручив ему всю исполнительную власть. В соседних Пятигорске и Минеральных Водах главу города избрали депутаты из своего состава, а непосредственно руководство поручили принятому по контракту главе администрации. Какая из этих систем местного самоуправления, на ваш взгляд, более продуктивна?

– И в той, и в другой есть свои плюсы и минусы. В конечном счете многое зависит от конкретных личностей. Если руководители исполнительной и законодательной власти люди ответственные, порядочные, то может успешно функционировать любая система.

Николай БЛИЗНЮК