Лучше гор может быть только море
Свой первый художественный опыт – копирование картины «Витязь на распутье» – он помнит до сих пор: долго думал, с чего начать, и начал… с хвоста лошади. В конечном итоге получилось неплохо. А четвертинку листа ватмана, карандаши и репродукцию ему подарил дядя – художник-самоучка Борис Малюченко. С тех пор пошло-поехало…
Попал в первый набор художественной школы в Ставрополе. Учился у Евгения Саврасова и Алексея Соколенко. После окончания десятилетки поступил в художественное училище в Краснодаре. До сих пор помнит студенческие отряды, где и работать приходилось до упаду, и профессиональное мастерство совершенствовать. Места от Адлера до Анапы стали почти родными. На всю жизнь впечатлений – от практики в Москве и Ленинграде. Ведь одно дело писать копии с бледных репродукций, и совсем другое – с подлинных шедевров, размещенных в Третьяковке и Эрмитаже…
Словом, сделали из него крепкого художника-графика. Но хотя педагоги прочили Максимову большое будущее, в Ленинград-скую академию художеств он не поступил: «срезался» на композиции. Ребята, с которыми успел подружиться во время вступительных экзаменов, на подготовительные курсы пошли и позже стали известными живописцами. А он на Ставрополье вернулся: не забывал о заманчивом предложении, сделанном ему в управлении культуры края, – возглавить создаваемую в Изобильном художественную школу.
О том, как начинал в семьдесят втором свою деятельность юный директор, о его взлетах и просчетах отдельный материал писать надо. Скажу лишь одно: школа получилась художественно-туристической. Виктор Максимов возил своих питомцев в Архыз и на море, учил познавать и любить природу.
А потом пришло увлечение фотографией. Друзья подарили популярный в то время Polaroid. Моментальные снимки показали, что профессиональный художник умеет с первого раза выбрать необходимую композицию, «держит кадр». Несколько снимков отослал в краевой центр. Занял одно из призовых мест в фотоконкурсе…
Потом был отечественный «Зенит». Затем импортная пленочная и электронная аппаратура. Хобби оказалось весьма затратным: только распечатать на цветном принтере полномасштабную панораму больших денег стоит. А это не с первого раза получается. Плюс рамки, стекло, подложки…
- Да не жадься ты, - убеждал один из товарищей, - если кто-то пытается купить снимок, отдавай за столько, сколько дают…
Потом, побывав с Максимовым в горах, когда до точки съемки одного-единственного кадра пришлось подниматься более пяти часов, тот товарищ сдался:
- Да, такими снимками не разбрасываются…
За несколько дней до открытия выставки вместе с директором музея истории Изобильнен-ского района Ириной Смирновой мы всматривались в пока неизвестные широкому кругу зрителей работы. Вот море доброе и море злое. А вот рассвет в Архызе, покоряющий небесной голубизной, и закат, настораживающий плывущими черными тучами…
Описать словами эти кадры невозможно. «Этот мир придуман не нами» - именно такое название получила фотовыставка с легкой руки одной из сотрудниц музея. И это здорово, что мы можем взглянуть на красоту этого мира глазами художника.