В Москве, в Государственном Кремлевском дворце, прошел Первый железнодорожный съезд, на котором обсуждалась стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Железная дорога. Тепловоз.

Впервые в 170-летней истории отечественных железных дорог проведен столь масштабный форум с участием представителей не только филиалов ОАО «Российские железные дороги», но и государства, бизнеса, всех других участников перевозочного процесса, в том числе и зарубежных.

Как отметил в своем выступлении на съезде президент РФ В. Путин, фактически речь идет о качественном обновлении железнодорожного хозяйства страны, о масштабном техническом перевооружении всей отрасли. Данный документ в целом уже одобрен правительством РФ.

Стратегия-2030 делится на два ключевых этапа. Первый – инновационный – рассчитан до 2015 года. Он предполагает коренную модернизацию железнодорожного транспорта с той целью, чтобы ликвидировать узкие места в инфраструктуре, заменить изношенный подвижной состав и другую железнодорожную технику, выработавшую свой ресурс, интегрировать российские железные дороги в Евро-Азиатскую транспортную систему.

Второй этап (с 2016-го по 2030 год) – это период динамичного расширения железнодорожной сети: должны быть построены важнейшие социально значимые и грузообразующие линии протяженностью более 20 тысяч километров. На основе внедрения новейших технологий будет до восьми тысяч километров расширен полигон скоростного пассажир-ского движения, увеличены скорости грузовых поездов и грузоподъемность подвижного состава.

На съезде звучала мысль: нам по силам эти перспективы, потому что и государством, и частным бизнесом уже накоплен достаточно большой инвестиционный потенциал, а стабильно растущий рынок транспортных услуг представляет несомненный интерес для предпринимателей. Причем предполагается, что бюджетные средства будут здесь не главным источником, а лишь стимулом и «генератором» для притока частных инвестиций. Ведь частный сектор в принципе способен обеспечивать до 75 процентов необходимых вложений. В связи с этим первоочередной задачей является активное продвижение в железнодорожном хозяйстве системных реформ.

– Конкуренция, – подчеркнул В. Путин, – это лучший способ добиться и нормальной тарифной, и ценовой политики. Уже сегодня на рынке железнодорожных перевозок работает более 2,5 тысячи независимых компаний. В их распоряжении треть национального парка грузовых вагонов. Причем частный бизнес начал выходить на рынок пассажирских перевозок. И, конечно, необходимо радикальное технологическое обновление, прежде всего подвижного состава.

Глава государства считает, что здесь нужно более энергично использовать рычаги международной кооперации. Подобные успешные проекты есть – например, совместное производство локомотивов, организованное нашим «Трансмашхолдингом» и компанией «Бомбардье». Нужно заинтересовывать зарубежных производителей размещением мощностей на территории РФ и создавать такие условия, чтобы им было выгодно у нас работать.

По словам первого заместителя председателя правительства РФ С. Иванова, для осуществления такого рода программ (а реализация Стратегии оценивается в 13,7 триллиона рублей) есть несколько путей. Во-первых, можно привлечь частный капитал, как это делают, например, США. Во-вторых, прибегнуть к государственному финансированию (Корея). И, в-третьих, есть смешанный вариант привлечения средств. Именно такую схему – смешанного инвестирования – и выбрало ОАО «РЖД», инициатор разработки Стратегии-2030. В соответствии с планами этой компании, 43 процента инвестиций обеспечит она сама, около 20 придутся на долю государства, 4,6 обеспечат субъекты РФ, 33 станут вкладом частных инвесторов.

Говоря об основных проблемах, требующих системного решения, президент ОАО «РЖД» В. Якунин отметил физическое и моральное старение технических средств (средний износ основных фондов магистрального железнодорожного транспорта достигает уже почти 60 процентов, а по тепловозам и грузовым вагонам – свыше 80 процентов), а также критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков. Ныне протяженность так называемых узких мест составляет восемь тысяч километров, а это почти треть основных грузонапряженных направлений железнодорожной сети. Еще одна проблема – крайне низкий уровень транспортного обеспечения целого ряда регионов и отсутствие транспортной доступности перспективных месторождений. В семи субъектах РФ железнодорожного транспорта нет вообще. Ну и, разумеется, нужны новые технологии.

Потому-то и предполагается по максимальному варианту к 2030 году почти на 70 процентов увеличить грузооборот и на 30 процентов – пассажирооборот. Для освоения растущих объемов перевозок будет закуплено свыше 23 тысяч локомотивов, почти миллион грузовых вагонов, около 30 тысяч пассажирских вагонов и свыше 24 тысяч вагонов пригородных поездов.

Модернизация действующих линий, которая относится к сфере ответственности холдинга ОАО «РЖД», будет осуществляться в основном за счет его средств с максимальным использованием рыночных механизмов: продажа непрофильных активов, вывод на фондовый рынок акций совместных дочерних и зависимых обществ, получение дивидендов от их эффективной работы и формирование дополнительной прибыли за счет развития новых видов бизнеса.

Начало преобразованиям уже положено: в прошлом году удалось приобрести более 40 тысяч вагонов, из них 32 тысячи – частными компаниями. Тем самым достигнуты показатели по обновлению вагонного парка, сравнимые с советским периодом. Всего же с начала реформы привлечено более 100 миллиардов рублей частных инвестиций.

Что еще очень важно, впервые с начала реализации структурной реформы удалось решить проблему компенсации убытков от пассажирских перевозок. Для этого в федеральном бюджете стали планироваться средства, что, конечно же, дает бизнесу четкий сигнал по инвестициям в пассажир-ские перевозки.

Поскольку и инвестиции, и приватизация (это чувствовалось по выступлениям многих ораторов) все-таки продолжают оставаться для РЖД актуальной проблемой, мэр г. Москвы Ю. Лужков порекомендовал железнодорожникам активней работать с субъектами РФ: «Они уже готовы к тому, чтобы стать вашими союзниками».

Касаясь этой «деликатной и даже интимной» темы – реформирования отрасли и частной собственности, – глава РАО ЕЭС А. Чубайс вспомнил известное высказывание столичного градоначальника о том, что «станцию под названием «Чубайс» мы уже проехали». «Правда, – сказал А. Чубайс, – злые языки сейчас говорят, что эта станция оказалась на кольцевой линии. Но это только злые языки». Он сообщил, что наглядным итогом реформы и «дикой антинародной приватизации энергетики» стали более 480 миллиардов рублей частных инвестиций, вложенных в электроэнергетику, а всего их может быть около триллиона. А. Чубайс предложил руководителю «братской монополии» В. Якунину своего рода капиталистическое соревнование – по объему привлеченных частных инвестиций. Такое соревнование, как заметил впоследствии В. Путин, в общем-то, на правильном направлении, главное, чтобы при этом не забывались государственные интересы и здравый смысл.

При содействии ООО «Регион-информ», г. Москва

Виктор ВОВК