00:00, 30 октября 2007 года

Рост цен. Селу грозит банкротство

- Некоторые эксперты в области экономики сельского хозяйства сходятся во мнении, что запредельные цены на зерновые есть не что иное, как экономическая диверсия Запада. Реализация нацпроекта по АПК показала, что Россия с ее громадными площадями пахотных земель и избыточным производством зерна в скором будущем сможет обеспечить свои потребности в сельхозпродукции. А следовательно, вслед за вытеснением с российского рынка продукции иностранного птицеводства последует наш отказ от импортной свинины, говядины и баранины.

Чтобы этого не допустить, и была проведена крупномасштабная закупочная интервенция зерна по ценам, превышающим прошлогодний уровень в 2-2,5 раза. Зерно через подставные фирмы было вывезено за пределы России. А поскольку Кубань и Ставрополье первыми в стране начинают жатву, все началось именно с юга. Так, фуражные культуры закупались по цене 5-5,5 тысячи рублей за тонну, а продовольственное зерно соответственно по 6-6,5 тысячи рублей. А вот закупочные цены на животноводческую продукцию остались на уровне прошлого года. Попросту нарушился ценовой баланс между стоимостью фуражного зерна и ценой кондиционной свинины. Крестьянину стало невыгодно выращивать свиней, и начался массовый «сброс» поголовья. Аналогичное положение складывается и в других отраслях животноводства.

Замечу, что такой рост цен на продовольствие не должен быть неожиданным для краевого правительства и федеральных чиновников. Ведь еще 26 декабря 2006 года правительство края утвердило новую кадастровую стоимость земель сельхозназначения: она в 2,3 раза превысила прошлогоднюю. Автоматически это повлекло за собой рост налога на землю для сельхозтоваропроизводителей. И куда, скажите, это повышение «ушло»? Конечно, его «положили» в себестоимость продукции.

Кроме того, в Ставрополе, Невинномысске, Буденновске и Ессентуках по инициативе глав муниципальных образований была проведена переоценка кадастровой стоимости городских земель. Это аукнулось аналогичным ростом налога на землю для предприятий переработки и торговли. И, естественно, отразилось на ценах.

Или другие примеры. Разве не просчитывались последствия закона о повышении в два раза минимальной оплаты труда? Учитывая, что зарплата в сельском хозяйстве была самой низкой, это решение также повлекло рост цен на отдельные продукты питания до сорока процентов. А как, скажите, производителям и переработчикам продовольствия пережить подорожание в 1,7 раза минеральных удобрений и горючесмазочных материалов? Опять же – только повышением цены на конечный продукт.

Известно, что пятьдесят процентов животноводческой продукции мы завозим из-за пределов страны, поскольку свое животноводство в значительной мере уничтожили и продолжаем уничтожать даже в личных подсобных хозяйствах. А поскольку для западного производителя сократилась господдержка, он повысил цену. Естественно, что и у нас она выросла. Есть старая русская пословица: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Потому надо в первую очередь заняться развитием своего производства.

- Получается, что подорожание можно было предвидеть и в принципе даже избежать его?

- Правительству края и министерству сельского хозяйства РФ еще до начала массовой уборки зерна необходимо было провести государственную закупочную интервенцию зерна по цене 3,5-4,5 тысячи рублей за тонну. А после окончания уборки хлебов при необходимости продать излишки зерна за пределы России по 5,5 и 6,5 тысячи рублей за тонну фуражного и продовольственного зерна соответственно. В этом случае сохранился бы баланс цен на зерно и продукцию животноводства, а полученные от продажи деньги можно было бы направить на поддержку животноводства. Тогда государство не только сохранило бы темпы роста производства, но дополнительно стимулировало бы условия для наращивания производства продукции животноводства по приемлемым для населения ценам. Крестьянин же, продав государству зерно на две тысячи рублей дешевле, получил бы их обратно через дотацию. Тогда не было бы и повышения цен на хлебобулочные изделия.

- Однако этого, к сожалению, не произошло. Есть ли прогнозы дальнейшего развития событий на нашем продовольственном рынке?

- К началу следующего года численность животных, скорее всего, сократится, и России необходимо будет увеличивать поставки продукции животноводства из-за рубежа. Об этом, кстати, уже сообщил президент России В. Путин в ходе своей пресс-конференции. Из-за снижения внутреннего потребления зернофуража и объемов закупок зерна иностранными компаниями в связи с ростом таможенных пошлин спрос на зерновые у нас упадет до минимума, а следовательно, и цены на них снизятся до двух-трех тысяч рублей за тонну. Продать зерно тогда будет проблематично.

Я даже не исключаю варианта, что сельское хозяйство России окончательно обанкротится и страна окажется в полной зависимости от иностранных поставок продовольствия. Соответственно из сельскохозяйственного производства уйдут частные и корпоративные инвестиции, а средства, выделенные на реализацию национального проекта по АПК, не дадут ожидаемого результата.

- Очень пессимистичный прогноз. В подобных условиях вряд ли удастся сдержать и дальнейший рост цен на продукты питания...

- Конечно. И для этого есть немало факторов. Так, известно, что рост тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги расписан вплоть до 2010 года. Кроме того, Госдумой России принят закон о создании единого реестра кадастра объектов недвижимости на основе рыночной цены земли и объектов недвижимости. А оценивая тенденции роста цен на мировом рынке нефти и продуктов питания, уверен, что и это негативно отразится на продовольственных ценах в нашей стране. Кроме того, стимулируя снижением ввозных пошлин импорт молочной продукции, которая в два раза дороже нашей, мы никогда не решим вопрос снижения цен. И это далеко не полный перечень факторов, влияющих на наш продовольственный рынок.

- Какие меры, по вашему мнению, будут наиболее адекватными при таких прогнозах?

- Однозначно, что, принимая те или иные решения на федеральном, краевом или муниципальном уровне, необходимо просчитывать их последствия. Что-то дорожает, значит, надо поднимать пенсии, зарплату бюджетникам, стипендии студентам, пособия инвалидам и малоимущим. И, конечно, необходимо включать стимуляторы развития собственного производства и не поощрять ввоз импорта – дорогого и сомнительного качества.

Из года в год инфляцию и рост цен в стране задают естественные монополии, добывающие нефть, газ и вырабатывающие электроэнергию. Пора в конце концов на государственном уровне обуздать их аппетиты. А то правительство объявляет инфляцию в 8-9 процентов, а монополисты увеличивают цены на 15 – 30 процентов.

Что же касается краевого и местного уровней, то не обойтись без мер по обеспечению свободного доступа производителей к рынкам сбыта продукции, нужно оттеснить посредников, накручивающих цены. Это можно сделать, развивая в регионе сеть продовольственных рынков. В каждом городском микрорайоне должен быть свой мини-рынок, где жители в лицо будут знать торгующих фермеров или владельцев личных подсобных хозяйств.

А правительству края стоит задуматься о реальной поддерж-ке личных подсобных хозяйств, которые производят продукцию с наименьшими издержками: здесь на цену продукции не влияют налоги. Необходимо выплачивать владельцам ЛПХ дотации – как минимум по два рубля за килограмм молока, отправленного на молокозавод, и 20 рублей за килограмм мяса, сданного на мясокомбинат.

Юлия ПЛАТОНОВА