00:00, 17 августа 2007 года

В основе - личность

И вот приоритетному национальному проекту «Образование» исполнилось два года. В соответствии с его условиями в школы края пришли новая компьютерная техника, современные учебные кабинеты, школьные автобусы. Получают доплаты классные руководители. Работает и грантовая часть проекта: как и в 2006-м, в этом году, согласно квоте, 67 лучших ставропольских школ получат по миллиону рублей, а 223 учителя - по 100 тысяч.

Претензии к исполнению нацпроекта по-прежнему имеются. В прошлом году на то, чтобы потратить премиальный миллион, школам дали два-три месяца. Закупку же нужно было делать через объявление открытых торгов - многие учреждения образования в отпущенный срок не уложились, и его продлевали. Похоже, нечто подобное может случиться и в этом году. Что касается индивидуальных учительских грантов, то к участию в этом конкурсе, как и прежде, не допущены воспитатели детских садов, детских домов и интернатов; маловато шансов на победу в нем у преподавателей начальных классов, ученики которых не принимают участие в предметных олимпиадах...

А вот раскола в учительских рядах из-за того, что кто-то в коллективе поощрен за труд солидными деньгами, не произошло. Более того, в этом году преподавателей, претендующих на президентскую премию, в школах было много больше, чем в прошлом. Люди поверили в реальность и достижимость награды.

Разговор об этом состоялся в отделе образования администрации Шпаковского муниципального района, где собрались: Галина Волосатова, учитель математики СШ № 1 Михайловска; Светлана Чегринец, директор этой же школы; Галина Козюра, учитель биологии, заместитель директора общеобразовательного лицея № 2 Михайловска; Галина Канцедалова, преподаватель русского языка и литературы СШ № 15 села Казинка; Наталья Сляднева, учитель географии СШ № 13 села Надежда; Нуне Минасян, учитель физики СШ № 1; Елена Михнева, преподаватель биологии СШ № 13.

Шестеро из них являются победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а Светлана Чегринец не просто директор школы, а руководитель открытого на ее базе ресурсного центра.

В беседе приняла участие начальник отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Людмила Тарабыкина. Как она сообщила, за два года миллионными грантами здесь награждены пять школ, из них четыре - сельские. Все они работают по инновационным программам, имеют успехи в области освоения новых информационных технологий, передового развивающего обучения. Учителей-«стотысячников» по итогам конкурсов 2006-2007 годов - 16. Люди это достойные, хорошо известные в городе и районе. Их победа мобилизовала коллег, и теперь никого не приходится уговаривать участвовать в конкурсе.

По словам Л. Тарабыкиной, уже видны тенденции в отборе победителей. Особо ценятся владение высокими информационными технологиями, успешное участие учащихся в предметных олимпиадах краевого и российского уровня, печатные работы преподавателей. Теперь район помогает издавать сборники научных статей по педагогике и методике преподавания, учителя публикуются также в сборниках трудов различных научных конференций. Участие в конференциях - еще одно условие успеха в конкурсах.

Нацпроект помог решить ряд проблем. В частности, с информатизацией школьного образования. На базе Михайловского лицея № 2 работает межшкольный методический центр, оснащенный современной техникой. 70 процентов школ Шпаковского района уже подключены к Интернету, в ближайшие два месяца эта работа будет завершена полностью. Кроме оговоренного числа комплектов учебного оборудования, поступившего в учреждения образования в рамках нацпроекта, кроме закупок его, произведенных школами-«миллионерами», помогает и муниципальный бюджет. На средства района приобретены шесть компьютерных классов. И если два года назад на каждый компьютер здесь приходилось 55 школьников, то теперь - 31. А чтобы техника использовалась в полную силу, учителя и сами много учатся. Так, почти все присутствующие сказали, что гранты собираются потратить на учебу и повышение квалификации. Курсы хотят пройти в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре.

Мы попросили собравшихся победительниц конкурса лучших учителей России в рамках нац-проекта «Образование» ответить на вопрос, что, по их мнению, является самым ценным в их работе. Вот что они сказали.

Елена Михнева: «Я думаю, что победу в конкурсе мне присудили за систематические успехи моих учеников, их победы и призовые места в предметных олимпиадах по экологии и биологии, в том числе краевых и российских. Экологические проекты, представленные на всероссийский конкурс учениками нашей школы, вошли в десятку лучших в России».

Нуне Минасян: «Мне кажется, что главное достоинство моего учительского труда - его стабильность и добросовестность. Знанием физики могут сейчас похвастаться далеко не все школьники. Мои же ученики регулярно поступают в лучшие технические вузы страны, участвуют в краевых и всероссийских научных конференциях, многие в этом году решились сдавать ЕГЭ по физике. Среди лучших назову хотя бы Сергея Епимахова, студента МГУ, который в прошлом году стал обладателем престижной премии за работу по проблемам остановки времени. Его наработками заинтересовались в федеральном Министерстве по чрезвычайным ситуациям, говорят - сам Сергей Шойгу...».

Наталья Сляднева: «Как и у моих коллег, многие мои ученики побеждают в олимпиадах разного уровня, успешно учатся в Малой академии наук Ставропольского дворца детского творчества, вузах. Но главное - они выходят с моих уроков с чувством любви к Родине. География - предмет заочного путешествия, и теперь наличие в школе компьютеров, Интернета помогает преподавать его по-новому, открыть детям разнообразие жизни на Земле».

Галина Канцедалова: «Я в своей работе главным считаю воспитание в детях нравственности и духовности. И еще - мои ученики читают художественные произведения. Воспитать в них мотивацию к чтению - и есть моя главная задача».

Галина Козюра: «Я - за творческий подход к процессу преподавания, не люблю работать, как все. Вот уже 12 лет веду обучение по методу проектов. Это позволяет и повысить информационную культуру детей, и научить их добывать знания самостоятельно».

Галина Волосатова: «Этот год будет в моей профессиональной жизни 35-м. Пришла к выводу, что наибольший результат приносит развивающее обучение, в основе которого лежит личность ученика...»