Заполняя вакуум
- На поддержку районок средства в бюджете были предусмотрены еще Думой прежнего созыва. Однако практически до конца июля ни одна из них не получила ни копейки. Выжили, конечно, но, как я понимаю, благодаря публикации предвыборных материалов. А не случись мартовской политической кампании? Очень странное объяснение этому факту получили депутаты на июльском заседании Думы из уст министра массовых коммуникаций, информационных технологий и связи Федора Бармина. Шла реорганизация возглавляемого им ведомства из комитета в министерство, вот и не платили. Но это, как принято говорить, ваши проблемы. Да и в настоящее время, как выяснилось, выплачена лишь половина заложенной в бюджете суммы.
- Средства были выделены еще в рамках краевого закона о поддержке СМИ. Теперь по требованию прокуратуры края действие этого документа прекращено.
- Да, действительно возник правовой вакуум, который надо еще подумать, как заполнить. И возник, по моему мнению, не случайно. Сказалась политическая ситуация в крае, когда все, что делается законодателями, в штыки принимается исполнительной властью. Стоило парламентариям внести в этот закон поправки и предложить для обсуждения, незамедлительно обнаружилось, что, оказывается, нормативный акт давным-давно (!) не соответствует федеральному законодательству. Предписанию прокурора мы, конечно, подчинились. И вот теперь краевой парламент обвиняют в том, что мы лишили СМИ финансовой поддержки. На встрече редакторов районных и городских газет с исполняющим обязанности вице-губернатора А. Воропаевым, где тот был представлен как куратор прессы от исполнительной власти, так и было преподнесено: мол, краевая Дума отменила закон, а правительственный чиновник обещает помочь восстановить справедливость. Тогда как в действительности все обстоит с точностью до наоборот. Руководители районок прекрасно знают, что именно «куратор прессы» вместе с подведомственным министром Ф. Барминым полгода не отдавали газетам бюджетных денег. Чтобы подобных затяжек больше не было, собственно, и были предложены поправки в закон, ныне по требованию краевой прокуратуры уже не действующий. Суть их в том, что необходима комиссия, созданная двумя ветвями власти на паритетных началах. В нее же должны входить также и представители СМИ. Именно эта комиссия должна быть наделена правом принимать конкретные решения по финансовой поддержке СМИ. Думаю, только при таких условиях мы сможем избежать свое-волия со стороны министерства массовых коммуникаций, числящегося учредителем районных газет. Депутаты, кстати, недавно поинтересовались расходами этого ведомства. В целом по отрасли расходы с каждым годом увеличиваются, тогда как по финансовой составной на поддержку СМИ динамика отрицательная. Может, по этой причине, чувствуя свою зависимость, боясь потерять и то, что есть, редакторы СМИ не высказывали возмущения, что их лишили на полгода поддержки: мол, да, денег не получали, но у нас все хорошо...
- Закон уже не действует. Как быть с этой данностью? Ведь понятно же, что без поддержки наша местная печать не выживет?
- Кстати, этот вопрос на заседании Думы задали министру Ф. Бармину. Никаких предложений он так и не высказал.
- Придется побеспокоиться об этом профильному думскому комитету?
- Мы уже подумали. И у нас есть на этот счет свои соображения. Это будет целевая программа или система госзаказа. Председатель Госдумы края Андрей Уткин сказал определенно, что погибнуть местной печати депутаты не позволят. Государственная поддержка региональных СМИ, особенно низового звена, в условиях повсеместной бедности населения и неразвитости потребительского и рекламного рынков по-прежнему необходима. И, безусловно, отменяя, пусть по требованию закона, одну из ее форм, следует предложить некую альтернативу.
Однако пока газеты, честно выдержавшие конкурс на включение в реестр, бедствовали, выяснилось, что неизвестно из каких источников финансируется новая газета правительства края «Наше Ставрополье», а ведь в реестре СМИ, которым положена бюджетная поддержка, ее нет.
Об этом спросили министра наши депутаты. Вначале он пытался уйти от ответа, ссылаясь на то, что есть, мол, у газеты и подписчики, и покупатели. Но на самом деле всем понятно, что если и появились подписчики у «НС», то главным образом за счет административного ресурса. И их немного. А чтобы выполнять политические заказы, например, печатать спецвыпуски, рассказывающие о якобы назревающем роспуске ГДСК, нужны немалые деньги. Словом, министр вынужден был под напором депутатов признать, что газета содержится из денег налогоплательщиков, которые, скажем так, выделялись не вполне прозрачно. Кстати, сегодня на медиарынке Ставрополья появилось немало «новеньких» газет, непонятно на чьи финансы существующих. Взять хоть «Новое Ставрополье», которое выходит огромными тиражами. Идет массированная подготовка к будущим выборам. Поэтому важно, чтобы поддержку получили старые участники медиарынка, которые привыкли играть по правилам, без перекосов и черного пиара, замешанного на откровенной лжи.
- А как вообще оценивает Дума роль прессы в сегодняшнем общественном процессе?
- Это прежде всего возможность выявления и согласования всех существующих мнений: общества, экспертов, чиновников. Очень важно, чтобы журналисты объективно освещали происходящее, разъясняли смысл вновь принимаемых законов, предоставляли возможность депутатам общаться с читателем, высказывать свою точку зрения на происходящее. Только таким образом может быть обеспечена реальная возможность объективной оценки работы Думы. Чиновники любого уровня, безусловно, должны быть доступны для общения с прессой. А задача журналистов – их разговорить, заставить высказаться на самые острые, общественно значимые темы. В этом диалоге очень важно избежать так называемого давления «сверху». Это и есть, на наш взгляд, искомый алгоритм общения власти с прессой, а через печатное слово – и с обществом.