В очереди к чиновнику

В очереди к чиновнику

– Николай Иванович, на бюрократическую волокиту чаще всего жалуются бизнесмены. А насколько эта проблема актуальна для социалки?

– Чрезвычайно актуальна. Любой льготополучатель должен собрать пакет документов, подтверждающий его право на льготу. В России для этого нужно обойти несколько инстанций, собрать десятки справок, потратить время, нервы и деньги. Случается, что все моральные и финансовые затраты несоизмеримы с получаемой выгодой, и человек отказывается от льготы. Сейчас, к примеру, такая ситуация сложилась по всей стране с оформлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Более того, если человек одновременно является получателем сразу нескольких пособий или льгот – например, на ребенка, по инвалидности, по бедности – то в каждом случае на него заводится новое личное дело. Тогда одну и ту же справку приходится много раз дублировать. В этом плане намного легче горожанам – в городе необходимые учреждения более-менее близко. А жителям сел приходится ездить в райцентр.

Современные технологии позволяют уйти от неповоротливой бюрократии. Именно с этой целью специалистами нашего министерства был подготовлен проект «Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения Ставропольского края». Он стал одним из победителей в конкурсе по административной реформе, который проводило Министерство экономического развития и торговли РФ. На его реализацию из федерального бюджета нам поступит 6,8 млн. рублей. Краевая казна выделяет 22,4 млн. рублей. На эти деньги уже через шесть месяцев такие центры будут созданы на базе управлений труда и соцзащиты в Невинномысске, Александровском и Советском районах.

– Чем конкретно будут заниматься многофункциональные центры?

– Они будут выполнять своего рода роль посредников между заявителями и государством. Граждане смогут обратиться сюда за государственной услугой, сдав минимальный перечень основных документов. Вся необходимая дополнительная информация будет запрашиваться без их участия на основе выстроенного взаимодействия между различными органами федеральной, региональной и муниципальной власти.

– И сколько будут стоить эти посреднические услуги?

– Нисколько. Может, в это сейчас трудно поверить. Но механизм, на самом деле, здесь простой и не связан с дополнительными затратами для государственных учреждений. Многофункциональные центры в лице управлений труда и социальной защиты заключают с соответствующими министерствами и ведомствами соглашения. В них четко оговариваются сведения, которые должны быть предоставлены, сроки, порядок, а также ответственность за несоблюдение административных регламентов. Информация будет поступать по сети через электронные запросы.

По поручению губернатора сейчас уже ведется работа по заключению соглашений с военным комиссариатом края, управлением государственной службы занятости населения СК, Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, управлением Федеральной налоговой службы по СК, краевым управлением Федеральной миграционной службы России, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по СК, ООО «Ставропольрегионгаз», Ставропольским филиалом ОАО «ЮТК». Хочу подчеркнуть, что такое соглашение с многофункциональным центром избавит эти ведомства от очередей, толкотни, суеты и жалоб недовольных посетителей.

– Но есть же учреждения, в которых справки предоставляются платно. Причем стоят они сотни, а то и тысячи рублей. Это БТИ, земельный комитет, регистрационная палата…

– Это вопрос времени и политической воли. Во всем цивилизованном мире создаются так называемые системы «государство одного окна». И мы к этому обязательно придем.

– Увеличатся ли штаты управлений труда и соцзащиты, при которых будут действовать центры?

– Нет, мы планируем не выходить за рамки имеющегося штатного расписания, чтобы не увеличивать бюджетную нагрузку. Основные расходы будут связаны лишь с самим созданием материально-технической базы центров. Понятно, что они должны быть современными во всех отношениях, начиная от электронной начинки и заканчивая пандусами. За основу мы берем ту модель клиентского обслуживания, вообще сервиса, комфорта, дизайна, которая уже успешно реализована пенсионным фондом.

Виктория БАЙГУЛОВА