Вчера состоялась пресс-конференция председателя Счетной палаты СК Андрея Колесникова. Обнародованные им результаты проверки дорожной отрасли края поистине сенсационны. ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ

Фактов нарушений в расходовании бюджетных средств выявлено на 346 млн. рублей. Одних необоснованных выплат, как зачастую камуфлированно называют при-

писки, обнаружилось на 65 миллионов. Министерству финансов края предложено принять меры по возврату в краевой бюджет 235 млн. рублей.

Путаницы в бухгалтерии управления дорожного хозяйства СК вообще очень много. Не случайно поначалу проверяющим старательно ставили палки в колеса, даже пытались не допустить на объекты. А поездить с ревизией по краю пришлось немало. Протяженность дорог, как выяснилось, у нас не растет, а уменьшается. В прошлом году эта «шагреневая кожа» сократилась на 110 километров. А чтоб себя не обидеть, на бумаге приплюсовали к действующей инфраструктуре несуществующие 68 км, на содержание которых, однако, исправно перечислялись деньги: в 2006 году – 3,5 млн. руб., в нынешнем – 3,9 млн. руб. Да и то сказать, украсть-то совсем нетрудно, если на уровне края до сих пор не разработаны нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок расчетов за выполненные работы.

Вести отсчет надо с открытых конкурсных торгов на выполнение дорожных работ. На самом деле понятие «открытости» к ним трудно применить даже с большой натяжкой. Указав на сложность процедуры, управление обратилось в комитет по госзаказу с просьбой объединить все 29 лотов в один общей стоимостью 784 млн. рублей. В результате шансы получить выгодный контракт для многих претендентов стали равны нулю. На стол легла только одна заявка – от крупнейшего игрока на этом рынке ДЭСУ-2, базирующегося в Михайловске. Пришлось признать конкурс несостоявшимся, а заказ был отдан единственному претенденту, ставшему генподрядчиком. Внакладе он не остался: 1% стоимости работ «капал» на его счет, вне зависимости от того, кто их производил. Кроме того, цепочки субподрядчиков «лепились» длинные и сложные, уводящие иногда на территорию соседних республик.

Как строились финансовые отношения между ними, нетрудно догадаться. Ничего не стоило, как обнаружили проверяющие, взять и переписать акт выполненных работ, дабы завысить стоимость работ и «снять пенки». Причем, самые густые доставались посредникам, тем, кто фактически дорог не ремонтировал и не реконструировал. В отчетах порой возникали просто фантастические причины для вложения денег: например, на уборку снега... в апреле. А на автодороге «Западный обход Георгиевска» проверяющие обнаружили в чистом поле... шумозащитный экран. Кировское МДРСУ предъявило счет, а дорожное управление оплатило за это роскошество, дабы не беспокоить сусликов и других полевых зверюшек рокотом машин, более 88 млн. рублей. Из них расходы в 36 млн. документально не подтверждены.

Проверяющие, конечно, интересовались, почему так небрежно относились в ведомстве к бюджетным средствам. Руководитель управления в оправдание ссылался на вышестоящее начальство, не называя фамилий. Однако всем известно, что экономический блок в правительстве курирует и.о. вице-губернатора А. Воропаев. Он же инициатор проводимой в крае реорганизации дорожной отрасли. Не было бы дискриминационной «конкурсной» политики, глядишь, и не довели бы дорожников до банкротства, ставшего идеологическим обоснованием необходимости разорения отрасли.

А. Колесников подчеркнул, что проверка началась еще до объявленного укрупнения дорожных предприятий. Так что политику тут примешивать не стоит. Что же касается реакции губернатора, то он проинформировал о своем намерении выступить с законодательной инициативой: обязанность вносить кандидатуры аудиторов в состав Счетной палаты готов взять на себя. «Видать, результаты проверки не понравились», сказал А. Колесников.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ