Именной фонд журналиста
Вообще поразительно: сколько лет минуло, а В. Мартынов до сих пор помнит свою первую публикацию на бытовую тему – «Радио – в каждый дом», подготовленную на основе обширной читательской почты. Радио воплощало в себе и культуру, и быт. И, естественно, радиофикация сел, в том числе отдаленных, была для газетчиков не менее актуальной темой, чем овцеводство или, скажем, экономический всеобуч.
Не забыл он и первую командировку по заданию нашей редакции – в Клухорский район Карачаево-Черкесии, возвращенный в РСФСР из Грузии после реабилитации карачаевского народа. Знакомство с курортом, его специализированными здравницами, Тебердинским государственным заповедником, туристическими и спортивными базами Домбая и Алибека… И потом – серия зарисовок «Летом в горах Кавказа» с фотоиллюстрациями Сурена Петросяна. Впрочем, чему удивляться – «помнит»: наверное, каждый журналист и вообще любой автор бережно хранит в своем архиве или уж по крайней мере в памяти эту первую ласточку, сделавшую весну.
Трудностей, конечно, хватало. Ничуть не соответствовало и не соответствует действительности это наивное представление иных наших читателей о работе журналиста: «Пришел, увидел – написал». Раньше, возможно, даже больше было причин, заставлявших честного журналиста отстаивать и пробивать свой материал, чтобы он увидел свет.
Собкор «Комсомольской правды» по Ставропольскому краю Александр Пятунин доверительно сообщил Владимиру Мартынову о том, что писатель Семен Бабаевский, живший тогда в Пятигорске, собирается делать очерк об ученической производственной бригаде, созданной в станице Григорополисской Новоалександровского района. Отставать нельзя было, тем более что у Мартынова и Пятунина уже был заключен договор с московским издательством «Молодая гвардия» на публикацию материала о передовом опыте работы комсомольской организации местного колхоза, уже укрупненного.
Вскоре, 24 апреля 1955 года, в «Комсомолке» был напечатан очерк С. Бабаевского. А Владимир Михайлович уже успел и в отпуске побывать, но публикация его репортажа, оперативно сданного в секретариат «Ставропольской правды», застопорилась:
- Иди в крайоно и в крайком партии. Согласуй!
Бывшему учителю, удостоенному во время войны почетных грамот ЦК ВЛКСМ и Наркомпроса РСФСР за руководство отрядами школьников на сельхозработах в совхозе и на селекционно-опытной станции, было очевидно: в Григорополисской найдена удачная форма привлечения школьной молодежи к общественно-полезному труду, при этом успешно решается и педагогическая задача – осуществляется связь обучения и воспитания. Казалось бы, какие могут быть сомнения в необходимости широкого распространения комсомольского почина. А ведь поди ж ты!..
Пришлось Мартынову ходить по инстанциям. И согласовывать! А потом, обновляя факты, вновь и вновь убеждаться в своей правоте и в том, что дела у школьников идут замечательно: в отличном состоянии посевы подсолнечника, особенно удалась кукуруза, пошла в рост суданская трава, для общественного животноводства заложена хорошая кормовая база. Осенью школьники собираются досконально изучать трактор, комбайн и другие сельхозмашины. Правление колхоза одобрило их деятельность и послало группу ребят на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
В конце концов его материал, проиллюстрированный фотоснимками С. Петросяна, увидел свет. И этот случай, наверное, лишний раз указывает на то, что новое и прогрессивное всегда рождается и отстаивает свое право на существование в борьбе. Как еще иначе сказать? Ведь, оказывается, немало было и учителей, и родителей, и представителей педагогической науки, которые в отличие от молодежи встретили это начинание с недоверием.
Владимир Михайлович не скрывает удовлетворения от того, что он был лично причастен к освещению многочисленных событий и процессов бурных пятидесятых годов: реорганизация управленческих структур в партийных и государственных органах, кардинальные меры по развитию сельского хозяйства, которое действительно становилось общенародным делом и главной темой краевой партийно-советской газеты.
Он является одним из авторов брошюры «Подвиг в «Темижбекском», выпущенной в 1962 году Ставропольским книжным издательством. Речь шла о двухфазной скоростной уборке по часовому графику и других передовых технологиях, которые впоследствии были рекомендованы для распространения по всей стране.
В «Ставропольской правде» В. Мартынов работал также заведующим отделом пропаганды (довольно ответственная была должность), ответственным секретарем, вторым заместителем редактора газеты.
Потом он – главный редактор краевого книжного издательства. Окончил заочно аспирантуру на кафедре философии пединститута. Преподавал по совместительству журналистику и историю печати в Ставропольском филиале заочной Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Участвовал в социологических исследованиях колхозного села, в подготовке и выпуске коллективных сборников и монографий, работал в Ставропольском ЦНТИ начальником отдела пропаганды передового производственного опыта.
Еще до того как стать пенсионером, он, несмотря на инвалидность, увлекся любительским садоводством. Начал пропагандировать малогабаритные (карликовые и полукарликовые) плодовые насаждения. В «Ставропольской правде», «Дачной газете», в других СМИ периодически появлялись его статьи «В помощь начинающим садоводам».
В государственном учреждении «Архив документации новейшей истории Ставропольского края» открыт именной фонд 86-летнего журналиста В. Мартынова: на постоянное хранение принято 240 документов о его трудовой, литературной и научной деятельности; книги, написанные им лично и в соавторстве; произведения российских писателей с дарственными надписями… Хорошее наследие остается потомкам!
29 июня 2007 года