Ставропольская «накладка» и «ленинградское дело»
В студии все шло как всегда. Присутствовала краевая независимая комиссия, представители родителей и учащихся. Свидетелями происходившего были также работники краевого минобраза, журналисты.
Министр образования СК Алла Золотухина поздравила выпускников с важным событием, пожелала им уверенности в себе и успеха на экзамене. Затем был вскрыт и раскручен лототрон с пятьюдесятью шарами, и десятиклассница СШ № 64 краевого центра Светлана Федотова вытащила шар под номером 46.
После чего в школах «процесс» должен был пойти следующим образом. Перед каждым учеником лежит специальный задачник, где имеется 50 наборов заданий. Находится 46-й и начинается работа по вариантам, коих два, и класс поделен на них заранее.
Однако в этом году министерство образования края попросило прочесть в прямом эфире еще и номера заданий каждого варианта. Что и сделала телеведущая Елена Коваленко.
Но… Через пару минут после окончания эфира, когда все вышли из студии, у начальника отдела министерства образования СК Оксаны Романенко, курирующей выпускные экзамены, зазвонил сотовый телефон. И уже не умолкал. Каждому звонившему – это были начальники отделов образования городов и районов – Оксана Николаевна отвечала: «Случилась накладка. Пишите сорок шестой…» Оказывается, в эфире прозвучал один вариант заданий из набора № 46, а другой – из набора № 45.
В Ставрополе, насколько удалось выяснить, это недоразумение экзамена почти не задержало. Директора школ быстренько дозвонились в родное управление и получили соответствующие указания. О том, что происходило в школах сельских, остается только догадываться…
Так что накладки возможны везде, а не только при проведении ЕГЭ, о чем криком кричат его оппоненты.
Комментируя «ленинградское дело», министр образования Ставропольского края Алла Золотухина сказала, что выглядит эта история как-то подозрительно. Если даже школьник вечером накануне экзамена и смог залезть в пункт проведения ЕГЭ и вскрыть пакет с заданиями, то почему на утро этого никто не обнаружил? Отчетность там очень строгая.
А. Золотухина высказала мнение, что это похоже на провокацию. И я с ней согласна. Не внушает мне доверия и «инициативная группа старшеклассников», обратившаяся в правительство страны с просьбой отменить Единый госэкзамен.
На самом деле, экзамены – это бизнес. И, к сожалению, уже давно. При переходе на ЕГЭ свою долю теряют многие. В частности, огромная армия вузовских репетиторов, которая становится ненужной. Ведь платили им не столько за знания, сколько за то, что они готовили к поступлению в данный, конкретный вуз, четко обозначая его требования. И, разумеется, за то, что «своим» абитуриентам обеспечивали недвусмысленную поддержку. Говорят, и в Ставрополе имеются вузы, где за одно занятие с абитуриентом преподаватели берут по 100-150 долларов.
Теряют на ЕГЭ и издатели. Каждый год они печатают миллионными тиражами те самые сборники экзаменационных заданий по математике и русскому языку, которыми пользуются школьники и учителя.
И педагоги теряют – не в деньгах, так в престиже, своем и своих школ. Результаты Единого госэкзамена по русскому языку ставропольских одиннадцатиклассников уже появились на некоторых сайтах, и, по слухам, особо хорошими их не назовешь. Выпускники начинают подавать апелляции.
Хочу особо обратить внимание: о краже документов Единого госэкзамена в Ленинградской области (если кража была) через неделю стало известно всей стране. Ведется расследование. Между тем были годы, когда темы выпускного сочинения продавались на городских рынках, а классные руководители диктовали задания по алгебре своим ученикам по телефону за два дня до экзаменов. И все про это молчали.
Такая вот математика…