00:00, 8 июня 2007 года

Пусть выживет и слабый!

Государству еще только предстоит выработать адекватные механизмы, которые обеспечивали бы сочетание эффективно функционирующей рыночной экономики с высокой степенью социальной обеспеченности и защищенности населения. Тем не менее сделано в этом направлении уже немало. И это тоже факт: созданы специализированные органы и учреждения, сформирован институт социальных работников. Сейчас в крае около 12 тысяч человек напрямую, профессионально связаны с оказанием социальной помощи различным категориям населения.

Базовыми структурами, которые выявляют нуждающихся и оказывают им разноплановую адресную помощь, стали центры социального обслуживания населения (ЦСОН). В крае их 34. В их составе отделения и социально-медицинского обслуживания на дому, и дневного пребывания, и медико-социальной реабилитации, и социальной реабилитации военнослужащих…

Особое внимание уделяется социальной адаптации и поддержке граждан старшего поколения и инвалидов. При этом развиваются инновационные формы обслуживания. В прошлом году, например, краевым и

Ставропольским городским центрами СОН была внедрена новая модель социального обслуживания – «Хоспис на дому». Она направлена на обеспечение длительного ухода за тяжелобольными пациентами, на удовлетворение их физических, духовных, эмоциональных, психологических и социальных потребностей. Сегодня хоспис функционирует также и в Петровском ЦСОН. В нынешнем году планируется открытие таких отделений в Красногвардейском и Новоалександровском районах.

Осваиваются и такие услуги, которые входят в систему платного обслуживания населения: службы сиделок, домработниц, гувернанток, ремонтные бригады, психологическая поддержка, юридическое сопровождение… Открываются дополнительные внебюджетные источники финансирования, средства которых пойдут на стимулирование труда работников социальной сферы, обеспечение их специальной одеждой, обувью, инвентарем, а также на развитие материально-технической базы.

Лучшими по результатам прошлого года признаны комплексные центры социального обслуживания населения Предгорного района и Пятигорска, где руководителями Н. Донская и З. Дмитриева. Хорошо организуют эту работу директора центров Р. Золотухина (Кировский район), П. Каратеев (Красногвардейский район), Л. Книжек (Александровский район), Л. Лызина (краевой центр социального обслуживания населения), С. Марков (Шпаковский район), Г. Орлова (Советский район).

Все более важной становится социальная поддержка материнства, отцовства и детства. И это не случайно, ведь, как показывает практика, наиболее эффективно и комплексно решаются эти проблемы пока именно в рамках социальных учреждений. Они, кстати сказать, действуют почти на всех территориях края (за исключением Минераловодского района и Ессентуков). Их сеть представлена специализированными учреждениями, которые занимаются социальной реабилитацией несовершеннолетних из числа оставшихся без попечения родителей. На базе таких учреждений в 16 муниципалитетах открыты социальные приюты на 414 мест. Однако пока еще обеспеченность ими составляет лишь 28 процентов от нормативной потребности. Мы работаем над расширением сети этих учреждений и занимаемся комплектацией их высокопрофессиональными кадрами. 29 мест прибавилось в прошлом году – это стало возможным благодаря открытию стационарного отделения в Буденновском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Искра» и созданию дополнительных мест в Кировском центре такого же профиля «Заря».

Параллельно идет работа и над реализацией поручения президента РФ В. Путина по сокращению числа детей, находящихся в интернатных учреждениях. Механизмом его реализации может стать внедрение в практику семейно-воспитательных групп. Специально созданная в связи с этим рабочая группа по внесению дополнений в закон Ставропольского края «О патронатной семье» занимается сейчас разработкой вопроса о статусе и адекватной оплате труда новой категории социальных работников, которые создают такого рода группы и работают в них, так сказать, не только в качестве родителей, но и как воспитатели. Определенные результаты в этом благородном деле уже есть. К примеру, только в приюте «Заря» опыт проживания в нормальной семье приобрели десять детей.

Отрадно, что с каждым годом, хотя, конечно, и недостаточно, но все-таки прирастают суммы денежных средств, выделяемых федеральным центром и краем на льготников. Только из краевого бюджета в прошлом году выплачено более 2 млрд. рублей, которые получили 175 тысяч ветеранов труда, более 10 тысяч тружеников тыла, жертв политических репрессий и другие категории льготников. Бывшим военнослужащим – молодым инвалидам боевых действий, получающим одну пенсию, установлена доплата в 500 рублей за счет средств краевого бюджета.

Без сомнения, население уже давно и по достоинству оценило значимость социальных учреждений. Представьте, только в прошлом году более 90 тысяч семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили помощь – и консультативную, и в натуральном выражении (продукты, промтовары, оздоровление), и денежную. Причем здесь главным образом были привлечены внебюджетные средства. Разве это не впечатляет?

Разумеется, мы стремимся к тому, чтобы политика социальной поддержки была направлена и на профилактику бедности, и на развитие социального страхования, и на работу с молодежью. Стараемся стимулировать занятость населения. Весьма актуален также перевод получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей. Ясно, что политика в отношении уязвимых категорий населения и их семей будет еще долго оставаться неотъемлемой частью социальной жизни России, видоизменяясь в зависимости от наших моральных норм и социальных ресурсов. И всегда востребованным будет специалист социальной поддержки, который своим трудом олицетворяет нравственность общества и его человечность.

Но вот парадокс: национальные приоритетные проекты, приносящие очевидные блага, тем не менее сыграли деструктивную роль в развитии кадрового потенциала этой отрасли. Связано это с тем, что на более высокую зарплату ушли многие врачи и педагоги. И поэтому, скажем, должности врачебного персонала в социальных учреждениях края в прошлом году были укомплектованы только на 67,5, а среднего медперсонала - на 75 процентов.

Кроме того, ни один из национальных проектов не берет в расчет такую новую для России профессию, как социальный работник, хотя именно он несет огромные психологические и физические нагрузки. При этом среднемесячная заработная плата социального работника в крае составляет 2910 рублей.

Поэтому правительство края, помимо улучшения условий труда для работников этой сферы, ведет разработку законопроекта «О мерах социальной поддержки социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края», название которого говорит само за себя. Его принятие позволит также определить их статус, повысить престижность этой профессии. Ситуацию с кадрами, кроме того, могло бы стабилизировать выделение в краевом бюджете средств на приобретение жилья для социальных работников, проживающих в сельской местности. Это тем более актуально в связи с тем, что мы имеем возможность приглашать на работу выпускников вузов…

От всей души хотелось бы поздравить социальных работников с их профессиональным праздником. Мы искренне признательны всем, кто занят благородным трудом оказания помощи социально уязвимым категориям населения. Забота о слабом – это, пожалуй, главное, что делает человека человеком.

Любовь ВОЛОШИНА