Душевная работа
Кстати, еще более представительный форум специалистов в этой области медицины в нашем краевом центре уже однажды собирался. В 1965 году на базе Ставропольской психбольницы по решению ВОЗ проходил Всемирный конгресс психиатров. А незадолго до этого ей было присуждено первое место среди родственных ЛПУ в стране.
Немного истории
За 100 лет существования нашей психиатрической клиники, которая сейчас считается старейшей и крупнейшей на Северном Кавказе, в ее судьбе происходило много знаменательных событий. Любопытно даже само создание этого лечебного учреждения. У истоков его стоял умный и дальновидный ставропольский губернатор Николай Никифораки, который в 1894 году обратился к жителям губернии с призывом «по мере своих средств» принять участие в сборе пожертвований на строительство больницы, чтобы «улучшить дело призрения душевнобольных». Несомненно, это решение мог принять только человек, понимающий важность сохранения психического здоровья нации.
И работа закипела. Жертвовали кто сколько мог – от 10 копеек до нескольких тысяч рублей. Откликнулись все сословия - священники, чиновники, купцы, мещане, крестьяне, артисты и даже так называемые кочевые народы.
За сравнительно небольшой срок собрали 250 тысяч рублей – огромную по тем временам сумму. Стройка продолжалась несколько лет, и в июле 1907 года в больнице появились первые пациенты. Она стала обслуживать не только нашу губернию, но и Владикавказ, Грозный, Майкоп, Ростов - вплоть до Харькова.
Нельзя не сказать, что здания, построенные на народные деньги 100 лет назад, служат до сих пор – стены толстые, хранящие тепло зимой и прохладу летом, лестницы с металлическими ступенями, выкованными искусными кузнецами, коридоры просторные, окна высокие…
Уже с первых дней своего существования лечебница имела лабораторию, аптеку, хирургический кабинет, а также трудовые комнаты для больных, прогулочные дворики, огороды. Не случайно на Всероссийской гигиенической выставке в 1913 году Ставропольская психиатрическая больница получила малую золотую медаль.
Но были в истории ее и трагические страницы. Во время фашистской оккупации в 1942-1943 годах враги умертвили в душегубках 660 психических больных, а при отступлении взорвали главный корпус, разрушили двухэтажное здание общежития и хозяйственные постройки.
Много усилий потом пришлось приложить медперсоналу лечебницы, чтобы восстановить ее. Но люди сделали это в считанные месяцы. Уже в 1946 году было открыто новое диспансерное отделение.
Приметы нового времени
Целые поколения врачей и медсестер оставили свой след в развитии Ставропольской психиатрической больницы. Здесь всегда работали преданные своей профессии люди. Дольше всех коллективом руководил Адольф Доршт – с 1927 по 1969 год. Именно тогда в России на страницах научных работ по психиатрии появилась новая географическая точка – Ставрополь...
Но вернемся к реалиям сегодняшним. В 2001 году больницу возглавил Игорь Былим, отдавший психиатрии более 30 лет. Идя навстречу веяниям времени, лечебница под его руководством начала освобождаться от излишней закрытости от окружающего мира. Ее двери открылись для родственников больных, журналистов и представителей общественности. В коллектив пришла большая группа – до 80 человек – молодых, энергичных врачей, горящих желанием лечить психические расстройства по-новому, внедрять современные технологии и лекарственные средства.
Появился интерес к опыту зарубежных коллег, которые считали, что душевнобольных не следует отрывать от социальной среды, что надо смелее наряду с медикаментозным лечением использовать психотерапевтические методы, бригадные формы, включать в процесс исцеления и семьи пациентов. Штат больницы расширился за счет психологов и социальных работников, которые стали трудиться над реабилитацией больных после перенесенных психических заболеваний и неврозов, их возвращением к нормальной жизни.
Завязались профессиональные отношения с психиатрами Норвегии и Канады, а также Москвы, С.-Петербурга, Ростова, Омска, других областных центров. Началось взаимное обогащение опытом.
- Сейчас наши методы лечения душевнобольных ничем не отличаются от тех, что существуют на Западе, - говорит И. Былим. – И оборудование не хуже. А люди у нас просто золотые. Вот вчера проводили на заслуженный отдых медсестру Валентину Анзину. Она проработала в одном отделении 50 лет и ни разу не брала больничный. И таких у нас много. К тому же наши врачи и медсестры очень талантливы: пишут стихи, сочиняют песни. И к юбилею придумали гимн больницы…
В коллективе появился корпоративный дух. Каждый его член – вплоть до санитарки и буфетчицы – знает, что и он участвует в лечебном процессе, а не просто следит за чистотой или за приготовлением обедов. Цель у всех одна – вовлекать пациентов в социальную жизнь, чтобы они не замыкались на своей болезни, не были зависимы от нее, не ощущали себя инвалидами, знали, что есть лишь люди с ограниченными возможностями…
С приходом И. Былима в больнице вырос и медицинский потенциал, было открыто несколько новых отделений и кабинетов. Особенно здесь гордятся созданием эпилептологической, судебно-сексологической и суицидологической служб, отделений первого эпизода, пограничных состояний и других. Многое делается и для укрепления материально-технической базы медучреждения, эстетического оформления помещений, создается свой музей, в котором уже немало уникальных документов, фотографий и других экспонатов.
100-летний юбилей родной больницы коллектив встречает с полным осознанием своих сил и возможностей, а также ответственности за многотрудное дело сохранения и укрепления душевного здоровья россиян.