Ответственный капитализм
Все, что предлагает СПС, - достроить капитализм. Тот самый, которым долгое время пугали советских граждан, противопоставляя его светлому и счастливому социализму. Советского Союза уж нет, и люди то и дело оглядываются на Запад – а как там. И, выясняется, что некогда ненавистный «звериный оскал капитализма» куда более социально ответственен и справедлив по отношению к своим гражданам. В той же Германии и пенсии, и заработная плата выше, чем в современной России. «Дело вовсе не в идеологии, - уверен Н. Белых, - а в тех механизмах, которыми начала перестраиваться наша страна в конце 80-х».
В разных странах одни и те же реформы проходили по-разному. В России, по мнению лидера СПС, масса хороших идей была испорчена их исполнением. Вот, к примеру, «монетизация льгот»: сама идея замены натуральных льгот на денежную компенсацию здравая и нашла поддержку среди граждан, говорит Н. Белых. Но, когда приняли закон, поднялась волна негодования. Стали разбираться в причинах, выяснилось, что ошиблись в расчетах размеров компенсаций, а многие депутаты при голосовании в суть поправок и уж тем более в цифры особо не вникали. Проблем с лекарствами никто в принципе не прогнозировал…
Причем такой подход к реформированию касается не только экономики и социальной сферы, но и общественного устройства. В 2005 году началась реформа местного самоуправления. По мнению лидера «Союза правых сил», посыл сделать власть ближе к народу хороший. Муниципалитеты получают больше полномочий и денег, чтобы люди могли решать свои дела на местах, а не ездить в областные и краевые центры или в Москву. В результате муниципальные органы сформировали, власть выбрали, а полномочий и дополнительных средств не дали. Люди обращаются в сельсоветы со своими проблемами, а там им «от ворот поворот»: мол, извините, не можем, не вправе, - комментирует нынешнюю ситуацию Н. Белых.
«В стране что ни реформа, то – первый шаг и остановка», - добавляет он. - Программа СПС «Достройка капитализма» предполагает завершение начатых еще в 90-х годах преобразований, чтобы наконец получить от них долгожданный эффект. «Достройка» - продукт сугубо политический, уверяет Н. Белых. Но представляет собой синтез идей и механизмов, разработанных различными научными организациями, так или иначе сотрудничающими с партией. По словам лидера СПС, в «Достройке» содержатся в том числе изыскания Института экономики переходного периода и Высшей школы экономики России.
В качестве примера реализации «Достройки» и завершения начатых преобразований Н. Белых привел ситуацию со стабилизационным фондом России, вокруг которого сегодня разворачивается столько споров. В 2004 году, когда тот только создавался, правительством было официально объявлено, что образом и подобием для него будет служить стабфонд Норвегии, экономика которой, как и наша, зависит от колебаний цен на нефть. Но. В этой европейской стране «нефтяной кошелек» преобразован в глобальный пенсионный фонд, и его средства распределены по именным счетам граждан. Причем как нынешних пенсионеров, так и будущих. Каждый гражданин Норвегии имеет свою долю в доходах от нефти. В России копировать этот элемент экономики не стали.
Вместе с тем, по мнению лидера «правых», в стране сегодня достаточно остро стоит проблема пенсионного обеспечения. Выход на пенсию люди воспринимают как личную трагедию. Причем в первую очередь из-за существенной потери в доходах. Средняя пенсия в России сегодня составляет лишь около 22 процентов от средней зарплаты. В том, что СПС сегодня уделяет внимание этой проблеме, по словам Н. Белых, нет никакого поворота «налево» и тем более популизма в борьбе за электорат. «Мы говорим о тех механизмах, которые работают в европейских странах с рыночной экономикой», - отметил он. От состояния и системы пенсионного обеспечения зависит нормальная работа современной экономики.
По словам Н. Белых, ряд авторитетных научных общественных организаций, а также СПС обратились в Министерство финансов России с предложением и дальше последовать примеру Норвегии и перевести часть средств на именные счета граждан. «В Минфине на инициативу отреагировали нейтрально-положительно: да, такая схема возможна, но якобы перед ними сегодня стоят другие задачи», - рассказывает лидер правой партии.
Если бы с подобным предложением в министерство обратились не общественные организации, а законодатели регионов, отмахнуться от него было бы уже не так просто. «Участие местных парламентов именно в лоббировании подобных предложений может оказаться решающим», - говорит Н. Белых. Думы краев и областей вправе инициировать принятие законов на федеральном уровне, и региональное большинство будет услышано, уверен лидер «правых».