Как заинтересовать учебой всех детей? Или хотя бы многих? И возможно ли это? Вот вечные вопросы, над которыми бьется педагогическая наука. «Кенгуру», «Русский медвежонок» и все, все, все…

Четверть века назад профессор математики из Сиднея Питер Холлоран организовал в Австралии игру-конкурс для детей по математике: вопросник с выбором ответов, проверяемых компьютером. Вопросы отличались от обычных школьных заданий занимательностью и нестандартностью. Здесь были шутливые задачки, ребусы, анаграммы. К участию приглашали всех детей школьного возраста, независимо от успеваемости по предмету. В один и тот же день и час они садились за парты в своих учебных заведениях, вскрывали конверты и выполняли задания – кто сколько сможет. Итоги были поразительными: лидерами часто оказывались не первые ученики класса, а ребята, которых учителя считали к математике не способными (да и сами они себя таковыми считали). Освободившись от школьной рутины и страха плохих отметок, их головы, оказывается, еще как работали!

Конкурс огромными шагами двинулся по всему миру, за что (и в честь австралийца-основателя) его назвали «Кенгуру». Полностью – «Кенгуру – математика для всех».

В 1994 году он стал проводиться и в России. Главный организатор игры – Институт продуктивного обучения Российской Академии образования (Санкт-Петербург). Затем у нас появился собственный аналог – «Русский медвежонок – языкознание для всех»

По сути, это те же предметные олимпиады, коими мы так гордимся, что победы в них по значимости стали приравнивать к школьным медалям. Впрочем, те, да не те. На олимпиады попадают все же самые успешные дети, отличники. По сути, олимпиады с их отборочными турами давно превратились в профессиональный спорт. А учитывая льготы, которыми пользуются победители, какие вокруг них кипят взрослые страсти! Вряд ли это может пробудить интерес к той же математике – особенно у тех, кто ее не любит.

А вот демократичные «Кенгуру» и «Русский медвежонок» этот интерес пробуждают. Они, как сказано, для всех!

Вот уже четвертый год игры проводятся и в школах Ставрополя. Оргкомитет создан на базе лицея для одаренных старшеклассников Северо-Кавказского государственного технического университета. Кандидаты психологических наук Инна Иванова, региональный координатор конкурсов, и Оксана Власова, заведующая кафедрой психологии университета, являющиеся одновременно психологами лицея, считают, что так получилось не случайно: лицеисты СевКавГТУ – из самых «нестандартных» детей края. Принимают их на учебу на основе тестов, очень похожих на те, которые когда-то придумал Питер Холлоран, и в своих школах далеко не все из этих ребят были отличниками, оригинальность мышления порой даже мешала им благополучно вписаться в школьную среду.

Оценивая значение «Кенгуру» и «Медвежонка», психологи говорят, что участие в них (вполне бескорыстное, в отличие от официальных олимпиад) дает детям чувство преодоления некой вершины. Особенно тем, кто на уроках не блещет, а тут открыл в себе неизвестные до сих пор способности.

Кстати, учителя далеко не всегда с «детскими» тестами справляются: нужен «незамыленный» взгляд, умение выйти за рамки, – то и другое с возрастом угасает.

Число участников в Ставрополе растет. В 2005 году «кенгурят» было 1700, в 2006-м – 4 тысячи, а сейчас заявки подали почти 7 тысяч школьников вторых-одиннадцатых классов более чем тридцати школ города. Среди них есть победители как регионального, так и российского уровня, набравшие по 100 баллов из 100. Так, в прошлом году первое место по России в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» заняли второклассники из гимназии № 30 Саша Бондарев и Оля Шубина, десятиклассник лицея СевКавГТУ Армен Аветисян, а Артем Калинин из СШ № 28 набрал аж 115 баллов!

Ближайшая игра, «Кенгуру-2007», 16 марта. Во всем мире в ней будут участвовать 20 миллионов детей. Инна Иванова готовит сертификаты участников, бланки дипломов для победителей и призы с символикой…

* * *

Лариса ПРАЙСМАН