С искренним пылом юности
Известно, что Тютчев чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он страстно любил и столь же страстно был любим. Неудивительно, что большая часть спектакля выстроена именно на лирической ноте. Причем вы-строена тонко, я бы сказал, изящно. Ни капли пошлости, никаких спекуляций на чувствах. А уж мы-то теперь знаем, как могут «ляпать» современные режиссеры спектакли и фильмы о так называемой «любви»... Владимиру Гурьеву удалось ярко и искренне показать глубину чувств поэта к его любимым. Прекрасными помощниками ему стали в новой постановке молодые студийцы. Это прежде всего занятые в ведущих ролях Виктория Глухова, Анна Куликова, Анна Кожурина, Анна Курбатова. Каждая нашла в своей героине только ей присущие неповторимые черты. Так, Глухова - Амалия по-детски непосредственна и наивна, Куликова - Элеонора внутренне очень сдержанна, Кожурина - Эрнестина безгранично самоотверженна, Курбатова - Денисьева страстно и безоглядно любящая. Не могу не выделить при этом талантливое исполнение А. Куликовой романса на стихи Федора Ивановича «Чему молилась ты с любовью». Кстати, музыку к нему написала сама актриса! Столько страсти, столько любовной муки скрыто в подтексте каждой музыкальной фразы, такие точные звучат интонации, что в эти минуты я заметил слёзы на лицах некоторых зрителей. Браво, Аня!
Приятно удивила большая самоотдача всех участников спектакля независимо от величины роли. Например, тех, кто занят здесь в качестве певцов хора, взятого постановщиком словно из древнегреческой трагедии. На мой взгляд, ансамблевость спектакля неоспорима. Действие за-хватывает целиком, невозможно отвести глаз от сцены. Чего стоит, например, такой выразительно сыгранный момент, когда больному, почти умирающему поэту грезится, что к нему пришла Амалия, его первая юношеская любовь. А как органично дополняет этот эпизод звучащий фоном знаменитый романс на стихи Ф. Тютчева «Я встретил вас...». Сцена пронизывается высочайшей, эмоциональной интонацией! Такие мгновения в театре редки, дорогого стоят, их ценность бесспорна.
Целых три исполнителя воплощают на сцене образ главного героя. Роль мальчика Феди Тютчева поручена впервые вышедшему на сцену Пете Ромаренко. Закономерное волнение дебютанта отнюдь не помешало юному актеру четко выполнить поставленную режиссером задачу. Радуясь его дарованию, хочется от души пожелать Пете новых удач на театральном поприще! Отрочество и юность поэта очень точно играет Михаил Сагалаев. Он правильно распределил свои силы, проявляя умение акцентировать наиболее важные места в порученной роли. И, наконец, Тютчев в зрелом возрасте предстает перед нами стараниями Максима Дорогавцева. Мне думается, Максим – наиболее точное попадание постановщика. Исполнитель даже портретно схож со своим персонажем, не говоря уже о том, что многие сцены он проводит не только с огромным эмоциональным накалом, но очень убедительно, я бы даже отметил – практически профессионально.
Удачно вписана в спектакль вокальная группа ансамбля «Весна» ДДТ под управлением заслуженного артиста РФ Валерия Короткова, исполнившая а капелла тютчевскую «Когда пробьёт последний час природы...» (автор музыки – В. Коротков).
И конечно же, истинное наслаждение получаешь от стихов поэта, а ими спектакль насыщен плотно, как это умеет делать В. Гурьев. Звучит прекрасная русская речь, «великий и могучий» затягивает в свои неисчерпаемые глубины настолько, что хочется слушать еще и еще... Вот вам – праздник русского языка! Я искренне порадовался и тому, как работают с русской поэзией юные исполнители, и тому, что у их молодого зрителя (а ведь у «Слова» именно молодой зритель) есть возможность встретиться с лучшими образцами русской – настоящей! – поэзии. Вообще само по себе замечательно уже то, что молодежь может услышать стихи. За это спасибо всему коллективу студии, и отдельное спасибо за эту работу бессменному руководителю «Слова» Владимиру Гурьеву. Так держать, друзья!