00:00, 7 февраля 2007 года

ЕГЭ – путь к коррупции?

Введение этого закона будет иметь много вредных последствий. Я говорю об этом как бывший учитель, директор школы, первый заместитель министра просвещения СССР. Главной целью станет не гармоничное развитие ребенка, а его агрессивная информационная загрузка в целях натаскивания на Единый госэкзамен и как следствие - дальнейшее ухудшение здоровья детей. В нынешнем ЕГЭ несовершенны сами измерители результатов. Тесты выявляют механическую память, но не творческие способности. ЕГЭ – это последний гвоздь в гроб российской духовности.

Например, освоение русского языка требует от школьника многолетнего труда, а не тренировки в выполнении заданий типа «вставить пропущенную букву или слово». Как предлагаемый педагогический подход совместить с выступлениями президента страны в защиту русского языка.

С математикой еще хуже. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В. Болотов, отмечая наличие большого числа двоек при сдаче ЕГЭ по математике (до 25%), то ли в шутку, то ли всерьез внес предложение - сделать экзамен по математике не- обязательным!

С введением ЕГЭ процесс примитивизации образования может набрать новые обороты. Пострадает и высшая школа. В то же время, казалось бы, самый сильный оппонент - Союз ректоров - сдался, частично добившись своего: за некоторыми вузами сохранено право проводить вступительные экзамены по-старому. (Таким образом, Единый госэкзамен уже не является единым).

Вузы поделены на «сорта». И ко второстепенным теперь будут отнесены учебные заведения, выпускающие педагогов и врачей. В дополнение к крайне низким зарплатам этих специалистов добавится и их низкий общественный статус…

Ректор Московского социального университета В. Жуков приводит такой пример. В университет поступили документы выпускника общеобразовательной школы, где значилось, что по результатам ЕГЭ он набрал 100 баллов. Ректор проверил аттестат этого «гения», а в нем одни тройки. Куплены баллы? Несомненно.

Купить золотую медаль труднее, она все-таки объективнее отражает успехи школьника на протяжении длительного времени. И тем не менее многие претенденты на медаль по результатам тестов ЕГЭ набирают лишь 20-30 баллов. Это другая крайность необъективности.

Коррупционные последствия закона неисчислимы. Технология проведения Единого госэкзамена в принципе допускает постороннее вмешательство. Достаточного контроля пока нет. Все громче озвучиваются суммы за обеспечение высоких результатов. Чего мы ждем? Чтобы коррупция из вузов перешла в школы? И какой же это будет удар по нравственному воспитанию учащихся!

Применение закона может обернуться и социальным протестом. Обо всех негативных последствиях предупреждали в открытом письме президенту России 420 выдающихся деятелей науки и культуры России. Письмо называлось: «Нет разрушительным экспериментам в образовании» и опубликовано еще в 2003 году в газете «Первое сентября».

Все годы ЕГЭ числился в ряду экспериментов. Кто видел обобщенные итоги этого эксперимента?..

Необходимо продолжить содержательную дискуссию, открытый диалог профессионалов – сторонников и противников ЕГЭ (для оценки степени рисков). Конечно, независимый контроль за качеством образования должен быть усилен, но не только через ЕГЭ. Необходимо разработать и внедрить комплексную систему непрерывной оценки учебных достижений школьников во всех классах и по всем предметам. Для усиления контроля есть такая общественная сила, как родители и профессиональное сообщество. Следует создать систему государственно-общественного управления образованием с их участием. У меня есть предложения на сей счет, я направил их президенту страны.

Счетной палате пора проявить интерес к финансовой цене затеи с Единым госэкзаменом.

Закон вступит в силу в полном объеме с 2009 года. Так давайте используем время на его доработку. Чтобы никому не было стыдно за сегодняшний и особенно завтрашний день наших детей.

(Соб. инф.).