00:00, 19 января 2007 года

Русские витязи, или за сто дней до призыва

Нет, это не съемки боевика, а на полосе препятствий не каскадер: так обычно проходят занятия с допризывниками в краевом военно-патриотическом клубе «Русские витязи». И большинство мальчишек после регулярных тренировок умеют не только бегать по вертикальным стенкам, но и прыгать с парашютом, владеть всеми видами стрелкового оружия, обладают другими навыками, необходимыми настоящему бойцу.

Получается, руководители клуба давно предвидели, что рано или поздно президент и верховный главнокомандующий потребуют всерьез заняться допризывной подготовкой молодежи. На днях на заседании правительства Владимир Путин подчеркнул, что в связи с сокращением сроков службы, совершенствованием оружия и боевой техники начальной военной подготовке надо уделить самое пристальное внимание. На государственном уровне. «Русские витязи» – организация общественная. И создавалась она ох как непросто.

В девяносто четвертом, когда авторитет силовых структур был почти на нуле, в Ставропольском государственном аграрном университете (тогда еще сельхозинституте) действовал клуб «Витязь». Ребята занимались боксом и рукопашным боем. Узнав, что в здании вуза имеется заброшенный тир, бывшие военные энтузиасты возрождения патриотического воспитания молодежи Михаил Ратничкин, Юрий Андреев и Николай Жмайло предложили восстановить оборудование, обучать призывников еще и стрельбе. Дело наладилось. Но потом трагически погиб руководитель «Витязя» Владимир Кузнецов. С новым начальством отношения не заладились. Вот тогда и решили создать свою организацию. Инициаторами выступили все те же Андреев, Жмайло и Ратничкин. Официально «Русские витязи» были зарегистрированы в Мин-юсте в девяносто шестом.

Прочитав устав нового клуба, некоторые посмеивались: там говорилось не просто о военно-патриотическом воспитании, а ставилась сверхзадача – подготовка парней к службе в элитных частях – ВДВ, спецназе ГРУ, морской пехоте… Но сегодня скептики приумолкли: во время второй чеченской кампании одним из лучших бойцов спецназа ГРУ зарекомендовал себя Александр Бородинов. Другой выпускник клуба - Александр Лежаев - успешно закончил спецфакультет Новосибирского военного училища. Возглавляет разведывательно-диверсионную группу в одной из элитных частей. Евгений Флешау за успешное испытание нового боевого снаряжения досрочно получил звание майора…

Несколько интересных, на мой взгляд, деталей. А. Бородинов до того, как попал в клуб, состоял на учете в детской комнате милиции. «Русские витязи» поручились за него, сумели убедить военный комиссариат и представителя части в том, что парень достоин служить в спецчастях. Саша Лежаев окончил вечернюю школу. Выдержать конкурс в элитный военный вуз ему было крайне сложно. Опять-таки помогла рекомендация клуба, на которой поставил свою подпись теоретик и практик русского рукопашного боя Алексей Кадочников – большой друг и наставник «Русских витязей».

Есть у членов клуба и духовные наставники: отец Александр (Емельянов) из горного поселка Маруха Карачаево-Черкесии и отец Сергий (Чулков) из Ставрополя. Они помогают руководителям клуба как в воспитании призывников, так и (в силу своих возможностей) материально. Отец Александр, например, недавно телевизор подарил. А отец Сергий с нерадивыми курсантами частенько помогает разбираться. Как-то «проштрафился» суточный наряд почти в полном составе: двое в ночной магазинчик за сигаретами отправились (курение на территории базы категорически запрещено), третий уснул, печь, которую он должен был топить до утра, погасла, казарма выстудилась.

Но дело не всегда ограничивается душеспасительными беседами. Начальник военно-спортивной базы Николай Жмайло рассказывает, что во время одного из полевых выходов вместо того, чтобы провести курсантов по мосту, натянули через речку канат. Переправляйтесь, вас этому учили. Те, кто сорвался, преодолевали преграду вплавь. Пусть промокли, но к мосту никто не повернул: иначе к стрельбе из боевого оружия не допустят.

Стреляют, знакомятся с образцами боевой техники и оружия ребята на базе 248-го десантно-штурмового полка. Офицеры этой по-настоящему боевой части понимают, что затраты времени, боеприпасов, моторесурсов окупятся сторицей, когда в ряды их же подразделений встанут не зеленые юнцы, а хорошо подготовленные бойцы. Этими же критериями руководствуется и начальство дислоцированного в Шпаковском районе разведбата. Потому оказывают «Русским витязям» всяческую помощь.

Вот если бы и с военкоматами, другими заинтересованными организациями такое взаимодействие наладить. Но тут не все и не всегда получается. Впрочем, когда крайвоенкомат возглавлял генерал--майор Валентин Марьин (он боевой офицер-десантник), почти все было нормально. Требовалось, скажем, походатайствовать перед коммерческой организацией об оплате прыжков с парашютом: генерал без колебаний подписывал необходимый документ. Патроны малокалиберные нужны? И здесь находили выход. Сейчас тоже вроде открыто не отказывают, но и помощи реальной не видно.

- Как же вы выживаете? – спрашиваю у Николая Жмайло. – Ведь базу время от времени ремонтировать необходимо, продукты нужны, топливо…

- Мир не без добрых людей: многие помогают. Тот же отец Александр «Волгу» подарил. Глава фирмы, где начальником службы безопасности бывший разведчик майор Игорь Тягур, продукты подбрасывает, стройматериалами выручает. А ремонт мы своими силами делаем. Поваров нам не требуется: сами готовим, даже хлеб печем…

Но и от подарков не отказываются. Особенно дорога «Русским витязям» синенькая «шестерка», подаренная отцом Героя России Владислава Духина – Анатолием Ивановичем. Владислав сражался и погиб в составе шестой роты десантников, отразивших атаку сотен бандитов. Духину-старшему предлагали продать машину, мол, небогато живешь, а авто новое почти. Но он уперся: на ней сын перед армией ездил, такое не продается. Пусть будущим солдатам послужит.

На взаимовыгодной основе помогает клубу и ставропольское казачество. В тот день, когда я знакомился с «витязями», на базе находились десять парней из Ипатовского отдела. Подростки занимались с удовольствием. И начальник штаба казачьего отдела Виктор Конивец был доволен: дескать, не на словах, а на деле готовим ребят к службе в армии. Здесь в каникулярные дни занимаются ребята из казачьих отделов Грачевского, Петровского, Труновского районов. К сожалению, далеко не все атаманы знают о существовании такого клуба. А напрасно. Готовить призывников можно было бы «по-взрослому».

Правда, и дети среди курсантов имеются. Антону Шелкову из Сенгилеевского двенадцать лет. За месяц, что он провел к клубе, научился мальчишка многому: автомат разбирать и собирать, подтягиваться шесть раз, кроссы бегать. До этого, по его собственным словам, болтался на перекладине, как сосиска. А служить Антон собирается не где-нибудь, а в спецназе ГРУ. На меньшее, мол, не согласен.

Перед прощанием интересуюсь у Николая Жмайло:

- Правда ли, что вы поддерживали отношения с РНЕ?

- Было такое дело. В самом начале. Из песни слова не выкинешь. Но мы ко всем политическим партиям за поддержкой обращались. Откликнулось только РНЕ. Но это не значит, что мы их лозунги проповедовали или с нарукавными повязками ходили. Политикой не занимались. Готовили ребят к службе. И сегодня от помощи не отказываемся: в минувшем году выиграли грант одной из политических партий. Правда, деньги смогли получить лишь после вмешательства высшего руководства. Потратили на снаряжение для пейнтбола. Скоро у нас будет серьезная команда…

- А с властными структурами как складываются отношения?

- Можно сказать, никак. Однажды ехал мимо базы один из представителей краевого правительства. Увидел остов списанного бронетранспортера и вместо того чтобы зайти, узнать, кто мы да что, поспешил в милицию. Там сказал, что в башне пулемет установлен. Наверное, настоящий. Я устал правоохранителям объяснения давать…

Оказалось, утверждения о том, что в клуб принимают только русских, тоже неправда: в разное время здесь прошли допризывную подготовку армяне, чеченцы, даже табасаранец (один из небольших народов Дагестана), сейчас татарин занимается. Принцип приема таков: Россия – твое Отечество? Будешь ее защищать? При положительных ответах тебя зачисляют в курсанты.

Жаль, что число этих курсантов пока крайне ограничено: возможности спонсоров не безграничны. Государственные структуры пока стоят в стороне. Может, после требования президента и верховного главнокомандующего всерьез заняться допризывной подготовкой молодежи власти и правящие партии повернутся лицом к «Русским витязям».

Николай Жмайло утверждает, что при надлежащем материальном обеспечении за сто дней до призыва можно подготовить почти полноценного солдата, которому курс молодого бойца будет практически не нужен.

P.S. База «Русских витязей» находится совсем недалеко от краевого центра: в селе Сенгилеевском Шпаковского района. Поезжайте, посмотрите…