00:00, 19 января 2007 года

Десять дней одного года

И вот на первой после праздников учебной неделе редакция попросила педагогов одной из школ краевого центра помочь нам в проведении небольшого опроса, цель которого - узнать, состоялась ли эта встреча «девчонок и мальчишек, а также их родителей». Тестировались два четвертых, седьмой и восьмой классы. Вопросов к ребятам было два: где и с кем они встретили Новый год; что делали в каждый из каникулярных дней. В анонимном опросе участвовали 77 школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Не настаивая на его репрезентативности, думаю, что некоторое представление о проблеме он все же дает.

Начну с младших. Из 34 проанкетированных четвероклассников 33 (97 процентов) встречали Новый год за праздничным столом вместе с родителями и родственниками. Не участвовал в этом торжестве лишь один школьник.

Ответы на второй вопрос выглядят так. В четвертом «Б» (всего 18 человек) каждый каникулярный день проводили вместе с родителями в среднем 12 ребят, то есть более 66 процентов. В четвертом «А» (всего 16 детей) родительского внимания удостоились десять человек (62 процентов), но было это лишь второго и восьмого января, а выразилось в совместном гулянии по городу. Если принять выходной день условно за десять часов возможного общения, а на прогулку отвести два, то получится, что за время совместного декадного отдыха счастливая «десятка» получила четыре процента от родительского досуга; остальные шестеро соответственно - «ноль внимания».

Честно сказать, не знаю, почему в двух классах одной школьной параллели результаты оказались такими разными. Но когда просматриваешь анкеты четвертого «Б», то все время натыкаешься на унылую фразу: «С родителями дома». «1 января. С родителями дома. 2 января. С родителями дома...» - и так вплоть до 9-го числа. О конкретном общении написали лишь четверо. Один мальчик был с отцом на охоте, один - с родителями в боулинге, двое детей - с семьей в гостях. Похоже, что «с родителями дома» и «один дома» - примерно одно и то же. Взрослые вели свою жизнь, дети - свою.

Что касается семи- и восьмиклассников, то вместе с родителями дома или в гостях, все они (43 человека) провели собственно праздничные дни - 1 и 6-7 января. Общение выразилось в сидении с взрослыми за накрытым столом. О других его формах сообщили немногие. Среди них - совместные просмотры телепрограмм (35 процентов), уборка дома (25 процентов). По одному человеку ходили с кем-то из родителей в бассейн, на каток, ездили на экскурсию в Пятигорск.

Почему так? Психологи говорят, что родители разучились получать удовольствие от общения с детьми.

Если хотите вспомнить, как это бывает, можно перечитать старую книжку, повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Как мама ехала вместе с шестилетним Чуком и пятилетним Геком далеко на Север, к папе. Как вначале они вместе смотрели из окна поезда на проносящиеся мимо города и деревни, а потом добирались до зимовки в санях, запряженных лошадьми. Как перед праздником втроем шили тряпичных зайцев (немного похожих на кошек) для новогодней елки, носили воду из родника и все время разговаривали о папе, которого не видели больше года. А потом приехал со своей геологической партией их муж и отец, и Гек спел ему свою любимую песню. И как они были счастливы просто от того, что они друг у друга есть...