Рецепты крестьянского счастья
Начал я свою трудовую деятельность в знаменитом на всю страну колхозе «Коммунистический маяк» Аполлонского района (ныне Кировский район) под руководством Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР Андрея Чухно.
Работал погонычем, прицепщиком, трактористом, помощником комбайнера, шофером, комбайнером, завмастерской, инженером по сельхозмашинам. По окончании десятилетки учился очно и заочно. В итоге имею более 20 профессий.
В моем колхозе еще до войны была одна деревянная молотилка, изготовленная в Америке, и как она попала в наш колхоз, я не знаю. Но то, что она молотила снопы зерна в колхозе даже в первые годы после войны, это уж точно. Этим же агрегатом «добывали» зерно для фронта в 1944 году. Урожай того года был отменный. Когда в 1943 году выгнали немцев из нашего хутора, жители собрали спрятанных в лесу коров и под руководством бывшего председателя колхоза Ефима Пономаренко впрягли коров в плуги. И вспахали поля. Жители по ведру, по два собрали из своих запасов зерно и сеяли вручную. Так было в колхозе «Вперед к коммунизму» Аполлонского района. Подростки приходили в обед с ведрами к своим мамам, чтобы они подоили коров-пахарей во время отдыха. Обмолотили урожай той самой деревянной молотилкой, и весь хлеб до зернышка был вывезен на элеватор. Зерно под лозунгом: «Все для фронта» – возили и стар и млад на ручных колясках, коровах, лошадях, быках. И уже глубокой осенью и даже в начале зимы двумя парами быков или колесным трактором со шпорами на задних колесах ту самую молотилку переводили от скирды к скирде.
Сразу после войны начала функционировать МТС, и за нашим колхозом были закреплены два трактора: колесный СТЗ и гусеничный дизель С-65 Челябинского тракторного завода, а также комбайн «Коммунар» из Запорожья и комбайн «Сталинец-1» из «Ростсельмаша». До появления комбайнов все жнивье аккуратно было заскирдовано и обмолачивалось молотилкой. Впоследствии два комбайна успевали убрать весь зерновой клин колхоза...
С той поры прошло очень много времени – нет Советского Союза, появилась новая экономическая формация. Непонятно, что делается с сельским хозяйством. С болью в сердце за свое родное Отечество так и хочется повторить известные слова: «…Русь, куда несешься ты?»
Сейчас, проезжая по полям, я радуюсь ухоженной земле, зелени озимых, тяжелым наливным колосьям хлебов и огорчаюсь, когда вижу заброшенные, поросшие сорняками участки. С болью в сердце смотрю на разграбленные животноводческие комплексы – ужасная картина! Какие средства в свое время были вложены – страшно думать. В процессе падения рассматривается некая закономерность: сначала бьются стекла, потом вытаскиваются оконные и дверные блоки, после растаскивается кровля, и уже затем, если раствор позволяет – разбираются стены.
Иногда на полях встречаю новенькие и страшно дорогущие «Доны», «Бизоны», «Клаассы» и им подобные, а в борозде – «Челленджеры» и других чужаков, правда, и тех, и других – единицы. Основная же техника на полях – «прожорливые» «Кировцы», «убитые» до невозможности. Под стать им «дедушки» - дэтэшки, старенькие «Беларуси», пенсионеры «Нивы» и т.д. Читатель может мне возразить: «Как же, есть миллионы тонн зерна, есть, наконец, национальный проект по возрождению села…» А я как ветеран сельского хозяйства считаю, что для осуществления этого нацпроекта нужно прежде всего сделать прозрачную и доступную для всех жителей села финансово-кредитную систему – годовая ставка кредита не должна превышать три – четыре процента. Кредиты нужно давать на 20-30 лет, до максимума упростить условия их выдачи, основным гарантом для получения денег должна быть земля. А еще требуется оснащение сельского хозяйства новейшим машинно-тракторным парком с полным набором почвообрабатывающей техники, нужно организовывать государственные машинно-тракторные станции – ГМТС.
Трем моим старшим братьям и мне пришлось поработать при действующих МТС. Скажу прямо, лучшей организации труда на селе, чем при государственных МТС, не было и быть не может! Благодаря МТС в кратчайшие сроки было восстановлено разбитое войной сельское хозяйство, и большущий СССР был обеспечен продовольствием. В настоящее время ни фермеры, ни коллективные хозяйства не в состоянии самостоятельно обновить машинно-тракторный парк, приобретать удобрения, химикаты, гербициды, а с учетом цен на энергоносители, а также налоговую и финансово-кредитную систему – света в конце тоннеля не видно. Ключ решения проблемы технической оснащенности села – создание государственных МТС! Опыт такой в России есть.