Политические сласти
Кондитерские «агитки» с изображением символики и названием одной из политических партий «засветились» в новогодние праздники, когда один благотворительный фонд раздавал детям подарки. Возмутившиеся родители неоднократно сигнализировали об этом в избирательную комиссию края. На обертке, кроме информации об изготовителе сего кондитерского продукта, нет ни слова ни о заказчике, ни о средствах, на которые была изготовлена столь изощренная политическая реклама. Что, по словам члена избирательной комиссии края Юлии Ляликовой, уже может быть расценено как нарушение условий рекламной деятельности в период предвыборной кампании.
Кроме того, любая благотворительная деятельность с участием в ней политических партий или кандидатов, а также их доверенных и уполномоченных лиц в предвыборный период категорически запрещена. По данным же крайизбиркома, некоторые субъекты нынешней кампании имеют к щедрому на партийные сладости фонду самое непосредственное отношение.
Недовольство у жителей нашего региона и ряд вопросов со стороны избирательной комиссии вызывает чересчур навязчивая наружная политическая реклама, которой завешены и заклеены города края. Причем многочисленные придорожные щиты и растяжки с символикой и названиями различных партий и портретами отдельных кандидатов во власть в большинстве случаев напрочь лишены информации о заказчике и изготовителе, а также сведений об оплате: кем и из каких средств она была произведена.
- Никто не обязывает кандидатов или партии в период избирательной кампании прекращать свою деятельность: коммерческую или общественную, - рассказывает Ю. Ляликова. - Они также могут поздравлять горожан с праздниками и многое другое. Но все это - политическая реклама, которая должна оплачиваться строго из избирательного фонда.
Не секрет, что на политической арене представлены партии и отдельные кандидаты с немалыми финансовыми ресурсами, готовые потратить на предвыборную кампанию любые деньги. Но такие возможности есть не у всех. Чтобы как-то уравнять шансы участников выборного процесса, закон определил размер избирательного «кошелька» для партий в 60 миллионов рублей и ни копейкой больше. Но в каждую предвыборную кампанию находятся те, кто стремится любыми средствами и уловками увеличить размер своих предвыборных трат. Что, конечно, незаконно. Превышение расходов избирательного фонда на пять процентов может стать основанием для снятия с выборов или даже отмены результатов голосования.
Законодатели посчитали, что введение нормы, обязывающей участников избирательного процесса сопровождать все свои расходы информацией «оплачено из средств такого-то фонда», сделает финансово-агитационную деятельность кандидатов более прозрачной. Но, как показывает практика и подтверждают «ничейные» щиты с политической рекламой, желающих замутить воду своих предвыборных дел – предостаточно. Есть и те, кто грешит этим особенно часто. Называть их нет смысла. Как сказала по этому поводу Ю. Ляликова: «Да вы и сами все видите, проезжая по улицам, - имея в виду политическую рекламу – кому она в основном посвящена».
Разбираться с теми, кто эти щиты изготовил, заказал и оплатил, – дело правоохранительных органов, которые, по закону, должны не только предупреждать, выявлять и пресекать любые нарушения выборного законодательства, но и информировать обо всех подобных фактах избирательные комиссии. Но, по словам Ю. Ляликовой, пока же все происходит наоборот. Партийная пресса, как выясняется, в предвыборный период тоже не отстает и добавляет избирательным комиссиям головной боли. Конечно, партийные газеты не должны закрываться на время предвыборной кампании и вправе информировать граждан о своей партийной жизни. Но по закону, в сред-ствах массовой информации предвыборная агитация может вестись не раньше, чем за 28 суток до дня голосования. А, по мнению членов крайизбиркома, в отдельных партийных газетах агитация, по сути, уже вовсю идет. Не прямолинейно, понятное дело: призывов голосовать за того или другого кандидата или партийный список там не встретишь, а попросту, расхваливая достоинства своих выдвиженцев. При этом вопрос о том, какие материалы считать предвыборной агитацией, а какие нет, весьма спорный, и разрешить его может только суд. Избирательные комиссии вправе составлять протоколы о нарушениях, которые, по их мнению, имеют место.
Из кампании в кампанию в крае не утихают споры и по поводу распространяемой предвыборными штабами партий и кандидатов печатной продукции. Избиратели обнаруживают в своих почтовых ящиках некие подобия газет, набитых предвыборными материалами кандидатов или политических партий. На взгляд обывателя, не искушенного в избирательном процессе, - обычная газета: ну мало ли их сегодня открывается – закрывается. Но в таком случае жестко нарушаются сроки ведения предвыборной агитации в СМИ, и ее авторы должны быть наказаны. Но представители избирательных штабов утверждают, что никакая это не газета, а листовка, распространение которой, равно как и агитационных брошюр и плакатов, по закону разрешено с момента начала предвыборной кампании. И не подкопаешься: опротестовать такую позицию крайне сложно, поскольку ни в законе, ни в любом другом нормативно-правовом акте нет определения листовки.
Как рассказали в избирательной комиссии края, факты распространения подобной двусмысленной печатной продукции уже в нынешнюю предвыборную кампанию неоднократно выявлялись в Ставрополе, Буденновске, Пятигорске и других городах и районах края.
Как видно, примеров не вполне добросовестной предвыборной агитации на Ставрополье предостаточно. Но делать скоропалительные выводы и называть кого-то нарушителем, члены краевой избирательной комиссии не спешат. Кроме того, решающее слово в этом вопросе – за судом. Но сложности в том, что в выборном законодательстве, реформированием которого последнее время активно занималась «Единая Россия», - все еще остается множество пробелов: вопросы наружной рекламы, например, в нем прописаны крайне слабо. И это при том, что в предвыборных штабах политических партий и отдельных кандидатов часто работают профессиональные юристы и политологи, которые умеют находить всевозможные лазейки и слабые места в законе. Чем и пользуются.