00:00, 16 января 2007 года

Лечебное дело Ледовской

Mария Ледовская, закончив медучилище, работала в фельдшерско-акушерском пункте с. Кугуты Петровского района, обслуживала еще три хутора. Молоденькой «докторице» приходилось и роды принимать, и в любое время дня и ночи спешить по первому зову на помощь больным, выступая в роли то хирурга, то терапевта, то гинеколога. И когда через несколько лет она стала студенткой лечебного факультета мед-института, многое о людских болезнях ей было известно не только из учебников.

Получив диплом в 1969 году, М. Ледовская была направлена во вторую поликлинику г. Ставрополя (после реорганизации ставшей первой) участковым врачом. С тех пор и трудилась безотказно на этом посту до ноября 2006 года, т.е. непрерывно 37 долгих лет.

За это время сменилось девять главных врачей поликлиники и множество «узких» специалистов, на участке Марии Ивановны выросло по три поколения в некоторых семьях ее пациентов, а она продолжала и в стужу, и в жару посещать своих больных на дому, «нашагивая» подчас по десятку километров в день, - ведь врачи в ту пору ходили пешком - вела прием и в поликлинике, забывая нередко о собственном здоровье и личных проблемах. В ее трудовой книжке множились благодарности, она не раз награждалась премиями, почетными грамотами, ее портрет висел на доске «Лучшие люди поликлиники»…

Когда подошел пенсионный возраст, М. Ледовская не ушла, как говорят, на заслуженный отдых, а продолжала лечить людей – были силы и было желание трудиться. Без работы, без своих пациентов она просто не мыслила существования. Руководство поликлиники не возражало. В те годы должность участкового терапевта в медицинском мире не считалась престижной: зарплата была маленькой, а хлопоты – большими, и потому в поликлинике всегда имелось несколько вакансий на это место.

Все изменилось, когда начал осуществляться приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, и в участковой службе произошли прямо-таки революционные перемены. Прежде всего они коснулись оплаты труда тех, кто оказывает больным первичную медицинскую помощь. Участковые терапевты и педиатры стали получать в месяц на 10 тысяч рублей больше, а медсестры, работающие с ними, - на 5 тысяч. При этом все другие врачи поликлиник, даже занимающие должности заведующих отделениями, остались волею Министерства здравоохранения РФ на прежних своих окладах, т.е. их зарплаты оказались в два раза меньше, чем у тех, кто работает на участках.

Надо ли говорить, что в среде медиков труд в участковой службе сразу обрел привлекательность? А те, кто десятилетиями нес эту нелегкую ношу за мизерные деньги, впервые почувствовали, что их усилия оценены по достоинству. Среди них была и Мария Ивановна.

Но радость была недолгой. Прошел месяц, и М. Ледовская, врач высшей квалификационной категории, проработавшая почти 40 лет в одной поликлинике и не имевшая до этого ни единого взыскания, вдруг попадает в число нерадивых сотрудников. Ей объявляют один выговор (за низкий процент охвата населения флюорографией), другой (за неправильное оформление амбулаторных карточек пациентов), и в то время, когда она находилась в отпуске, собирается профсоюзный комитет и дает согласие на предложение главврача поликлиники К. Хурцева уволить Ледовскую по статье 81, пункт 5 Трудового кодекса РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарные взыскания).

- Я вышла на работу первого ноября, - рассказывает М. Ледовская, и на глаза ее наворачиваются слезы, - а мне говорят: «Зайдите в отдел кадров и заберите трудовую книжку. Вы уволены с сегодняшнего дня»… На профком меня даже не пригласили, не выслушали, все решили без меня и уволили по статье, по которой выгоняют с работы алкашей и злостных бездельников. Перечеркнули всю жизнь…

Еще раньше, когда главврач вынес ей первый выговор, она почувствовала, что над нею, как говорится, сгущаются тучи. После второго выговора ей предложили подать заявление и уйти «по собственному желанию» – ведь давно пенсионерка. Но она не согласилась: ей хотелось проработать хотя бы год с «президентской» надбавкой к зарплате, чтобы пересчитать пенсию и скопить немного на случай болезни или какой-то не-отложной нужды – ведь раньше такой возможности просто не было.

Пациенты, многие из которых наблюдались у М. Ледовской по 15-20 лет и для которых она была по сути семейным врачом, прослышав о ее неприятностях, еще летом принялись писать и главврачу К. Хурцеву, и в управление здравоохранения администрации г. Ставрополя, и в другие инстанции, доказывая, что их доктор – высокопрофессиональный, грамотный специалист, что ее опыт и внимание помогли за годы ее работы на участке огромному числу больных вернуть здоровье и работоспособность. Под одним из писем стояли подписи более 60 человек. Но эти обращения не дали, как видим, никаких результатов.

Поясняя ситуацию, главврач поликлиники К. Хурцев в беседе с корреспондентом «СП» заметил, что в последнее время медицина сделала шаг вперед, появились новые методы обследования больных, неимоверно выросло число видов лекарственных средств, а уровень подготовки врачей оставляет желать лучшего. М. Ледовская – не первая, к кому у него как у руководителя были претензии, касающиеся профессионального соответствия. Мария Ивановна – шестой человек, которого он уволил за два года своей работы главврачом поликлиники № 1. Двух врачей освободил за пьянку на рабочем месте, одного – за хамское отношение к пациентам, других двух - за непрофессионализм. Все они ушли с записью в трудовой книжке «по собственному желанию». А М. Ледовская, несмотря на неоднократные указания на ее ошибки в оформлении документации и невыполнение других должностных обязанностей, необходимых выводов не сделала. Кроме того, была проведена проверка, установившая, что М. Ледовская делала неправильные назначения лекарств. Поэтому он и решил, что она больше не может работать участковым врачом. «Мне не хотелось портить ей трудовую книжку», - добавил К. Хурцев, - но она другие варианты не приняла. Пришлось уволить ее по статье».

Конечно, у любого человека бывают недочеты в работе. И с возрастом некоторые перестают профессионально расти, не следят за специальной литературой, не пополняют память новыми знаниями, трудятся по старинке. Это можно сказать о многих педагогах, инженерах, технологах и др. Только по большому счету не о врачах. В российском здравоохранении действует система, обязывающая каждого из них постоянно учиться, участвовать в различных конференциях и семинарах, раз в пять лет повышать квалификацию. И М. Ледовская в 2004 году в очередной раз подтвердила свою высшую категорию и обновила сертификат терапевта. А что касается ее методов лечения больных, которые якобы устарели, то это еще надо доказать. Ведь большой опыт для врача – не порок, а достоинство. По крайней мере, так считает абсолютное большинство пациентов.

- После пережитого унижения я больше не хочу возвращаться в свою поликлинику, - говорит Мария Ивановна. - мне бы только смыть это позорное пятно…