00:00, 27 декабря 2006 года

Семь «я», десять «я»

Между тем люди, которые берутся за нелегкое дело воспитания детей, по тем или иным причинам оставшихся без родительского попечения, - и справляются с ним – в России есть. Есть они и на Ставрополье.

Не так давно в министерстве образования края собрали на круглый стол представителей 18 приемных семей, где воспитываются от двух до 19 детей. Во встрече участвовали заместитель министра образования СК Галина Зубенко и заведующая сектором защиты прав детей министерства Надежда Палиева, председатель краевого отделения Российского детского фонда Петр Слезавин, ведущий специалист минздрава СК Татьяна Филатова, психолог краевой психолого-медико-педагогической консультации Татьяна Ярцева. По ходу разговора, в котором обсуждались правовые, медицинские, социально-педагогические вопросы, стали очевидны сегодняшние проблемы существования таких семей.

Первая бросалась в глаза каждому, кто взглянул на список приглашенных родителей. Две трети приемных семей – неполные. Только в шести детей воспитывает супружеская пара, в остальных – лишь матери. Довелось слышать, что некоторые браки распались году на пятом существования семьи как приемной: мужья не выдержали. Отцовскую функцию осуществляют теперь подросшие родные сыновья. И это очень важная тема: ведь для того и передают ребенка из детдома в семью, чтобы, как говорят психологи, он ощутил и впитал ролевые функции отца и матери, – иначе своего брака ему не построить, своих детей правильно не воспитать.

Очень энергично обсуждалась проблема взаимоотношений приемной семьи с социумом. Они, эти отношения, отнюдь не благостны. Содержание опекаемых детей государство оплачивает, а приемные родители за их воспитание получают зарплату. Не забывает эти семьи и Детский фонд. В селах, где материальный уровень большинства низкий, такая поддержка часто вызывает ощутимые зависть и неприязнь. Что и говорить, злиться и завидовать гораздо легче, чем сделать то же самое и взять на себя ответственность за чужих ребятишек, растить их со своими и как своих…

Некоторые же конфликты очень похожи на те, которые переживают обычные семьи. Например, одна из матерей во время круглого стола пожаловалась на приемного сына: ему исполнилось 18 лет, и он вместо того, чтобы стать помощником на семейной ферме, уехал в Ставрополь, хочет жить отдельно. А взяла она его когда-то трехлетним… Что характерно, и родная дочь-студентка, по словам женщины, тоже стремится отделиться, стать более независимой. Матери кажется, что дети неблагодарны, а они просто выросли. Тема вечная.

Конечно же, речь шла и о неурегулированности многих правовых проблем. Дети, как известно, болеют. Но льготные лекарства им положены только до трех лет или в случае инвалидности, да и то лишь из «зурабовского» перечня препаратов. А есть районы, где и этого не добьешься, так же, как и нормального медицинского обслуживания большой семьи. Или такая ситуация: приемным детям положены льготы при поступлении в вузы, а родным - нет.

Представители ведомств эти претензии выслушивали, обещали разобраться. Но главный смысл встречи, ее ценность, как кажется, была в другом: люди, взявшие на себя нелегкую жизненную ношу, встретились, увидели, что хотя их сегодня и немного, но они все же не одиноки. И Зайнулины из Буденновского района, и Полковниковы из Предгорного, и Наталья Суржик из Кисловодска, и Татьяна Корганова из Ставрополя, и все другие.

В детдомах края сейчас живут около двух тысяч ребятишек. Хорошо, чтоб еще для кого-нибудь из них нашлись семьи.