Один кооператив всех банков стоит
Докладывая о положении дел, министр сельского хозяйства края Валерий Кулинцев отметил явный перекос в развитии отдельных отраслей. Так, если по выращиванию зерна Ставрополье - безусловный лидер в России и также собирает высокие урожаи сахарной свеклы, то ситуация с животноводством по-прежнему сложная. Собственно, на его подъем и нацелен национальный проект в крае.
Долгое время в крае не было элементарной кооперации, и порой стоило труда разобраться, кто что производит, перерабатывает и продает. Сегодня, по словам министра, ситуация начала меняться. Есть примеры, когда строительство в отдельных районах молочнотоварных ферм и животноводческих комплексов подтянуло за собой развитие комбикормовых производств, колбасных цехов и даже кооперативов, которые сбывают готовую мясную продукцию. Но подобные случаи пока единичны. В основном же предпринимателям приходится преодолевать множество препятствий, чтобы доказать свою состоятельность и получить кредит для развития производства. Причем размер хозяйства при этом особого значения не имеет: оказаться в числе участников приоритетного национального проекта и получить деньги одинаково непросто как среднему предприятию, так и частнику с его подворьем, состоящим из пары коров и нескольких десятков голов птицы.
Высокая стоимость строительства объектов для сельского хозяйства – еще полбеды. Куда больше неудобств доставляет оформление всей необходимой документации. Как рассказал В. Кулинцев, когда вопрос уже встал о выделении 18 предприятиям предусмотренных средств, выяснилось, что проектно-сметная документация в порядке только у восьми, а еще у трех не заключены соответствующие договоры. Но, по мнению докладчика, в большинстве случаев это не вина хозяйств. Чтобы уладить все «формальности» и полноценно включиться в проект, необходимо получить «добро» в десяти разрешительных инстанциях и выдержать 17 согласований с чиновниками. В отдельных случаях только официально установленные сроки рассмотрения документации составляют 45 дней. Часть сельхозпроектов отдельных предприятий утверждается с мая до сих пор. Особо прыткие хозяйства, не дожидаясь внимания госслужащих, за это время успели отстроиться и готовы работать, но вынуждены все равно стоять в очереди на согласование. «Вот где кроются корни коррупции!» - заявил министр. Минсельхоз, по словам В. Кулинцева, вынужден даже составлять специальный график и следить за сроками согласования документации предприятий в других инстанциях.
Бумажной волокитой объясняется и нежелание многих представителей так называемых малых форм предпринимательства на селе связываться с государственными кредитно-финансовыми учреждениями, которые в сельской местности развиты крайне слабо. Ставропольский сельскохозяйственный кредитный кооператив «Содружество», например, в течение года выдал аграриям займов на сумму около миллиарда рублей – ровно столько же в рамках национального проекта хозяйствам предоставили известные и солидные банки. И дело здесь даже не в разнице кредитных ставок. А именно в оперативности рассмотрения вопроса о предоставлении кредита, считает председатель правления «Содружества» Станислав Поздняков. Фермеру позарез нужны деньги на проведение посевной кампании или борьбу с грызунами, иначе он может вовсе остаться у разбитого корыта, а банки отвечают, что нужно бы подождать, пока не закончатся все необходимые согласования и проверки. Но крестьянин не может ждать: он готов даже переплатить, но получить деньги, вот и обращается в частные финансовые институты, где препонов меньше.
Кроме того, по словам С. Позднякова, банки вообще неохотно берутся за кредитование малых сельхозпредприятий, им выгоднее работать с крупными и надежными заемщиками – мороки меньше. У малых хозяйств зачастую нет достаточной кредитной истории или закладного имущества. Но ведь именно они производят сегодня до половины всей сельскохозяйственной продукции края и как никто другой нуждаются в поддержке. Если банки в ближайшее время не пересмотрят своей кредитной политики, то рискуют потерять завоеванные на этом рынке позиции и уступить их частным кредитным кооперативам, предостерег С. Поздняков.
В. Кулинцев обратил внимание собравшихся на еще одну неожиданную для многих проблему, с которой нередко сталкиваются участники нацпроекта в области АПК, - постоянные проверки правоохранительных органов - по поводу и без - по вопросам целевого использования полученных кредитов. Нередко доходит до абсурда: не успел человек получить субсидию всего на несколько тысяч рублей, как на следующий день его уже вызывают для беседы: верно ли он распорядился деньгами. Чтобы разобраться с этим, члены политического консультативного совета решили направить начальнику милицейского главка края соответствующее письмо с просьбой обратить внимание на подобную, мягко говоря, навязчивость.
На совете не раз отмечалось, что многие препятствия, стоящие на пути реализации приоритетного национального проекта, выходят за рамки компетенции краевых властей. Множество вопросов вызывает сам подход к развитию АПК. Во всем мире сельское хозяйство дотируется напрямую: сдал килограмм свинины или литр молока – получил деньги. В России почему-то пошли по пути кредитования предприятий и хозяйств. «Если бы нашим крестьянам предложили скупать их продукцию по адекватным, а не явно заниженным ценам, мясо и молоко полезли бы изо всех щелей», - заявил один из ораторов.
Правительству края предложено искать единомышленников в других регионах, где приоритетный нацпроект работает столь же несовершенно, и сообща активнее вести диалог с федеральным центром, с тем, чтобы корректировать механизмы реализации программы. Иначе какого-либо прорыва в развитии сельского хозяйства в ближайшие годы ожидать не стоит. На что член центрального совета партии «Справедливая Россия» Илья Илиади заявил, что обращаться за помощью к федеральным властям бесполезно, нужно эффективнее решать те проблемы, которые по зубам краевому правительству и губернатору. Бороться с коррупцией, например.
Попытку подвести итоги собственной деятельности, а именно таким был второй вопрос повестки дня, члены консультативного совета предприняли впервые. Были споры, но в целом, с поправкой на рекомендательный характер этого органа, участники сошлись во мнении, что совет работает достаточно эффективно. Хотя, как выяснилось, его решения и нуждаются в дополнительном контроле: были случаи, когда одни исполнялись формально, а отдельные - и вовсе никак. Возможно, решить эту проблему поможет придание «советам» статуса губернаторских поручений органам исполнительной власти.