Олег ДУКАНОВ: Всё под контролем
- Олег Михайлович, борьба с коррупцией значится среди основных задач вашего ведомства. Есть ли успехи на этом фронте?
- В последние годы мы значительно активизировали усилия по борьбе с коррупцией в органах власти, местного самоуправления, в правоохранительных структурах. Количество уголовных дел по статьям коррупционной направленности по нашим материалам возросло. Только в нынешнем году таких дел было возбуждено 16. Подавляющее большинство из них возбуждались в отношении сотрудников правоохранительных органов.
Большой общественный резонанс по-прежнему имеет разоблаченная по нашим материалам преступная группа под руководством начальника Буденновского ГРОВД Р. Геворкяна. В нее входили руководящие сотрудники милиции, налоговой полиции и ряд предпринимателей. Сейчас это дело рассматривается в Ставропольском краевом суде с участием присяжных. В суде дали показания свыше 500 свидетелей. Возможно, процесс завершится в феврале-марте будущего года. Дело Геворкяна имеет и множество ответвлений. Наши сотрудники осуществляют мероприятия по сопровождению ряда уголовных дел, выделенных в отдельное производство из этого многоэпизодного преступления.
В суде также находится и дело по факту вымогательства начальником отдела управления по налоговым преступлениям в ГУВД СК подполковником А. Масленниковым. Около полутора миллионов долларов США он намеревался получить с руководства Московского ООО «МежБизнесБанк». Масленников был задержан нашими сотрудниками и работниками управления собственной безопасности ГУВД СК при получении аванса в 250 тысяч долларов. И здесь завершение судебного процесса возможно уже в конце декабря. Так что все разговоры о том, что дела коррупционной направленности или не доходят до суда, или разваливаются там, считаю, не имеют под собой основания.
- И все же определенные сомнения в эффективности борьбы с коррупцией возникают. Самые большие коррупционеры -гаишники, пойманные с пятьюдесятью - ста рублями. Или в нашем случае полковники и подполковники, задержанные с большими суммами. А чиновники из госструктур, их покрывающие и прикрывающие, остаются в стороне?
- Конечно, нет. Мы располагаем материалами о том, что с ведома ряда чиновников правительства Ставропольского края было подведено к преднамеренному банкротству одно из самых крупных в крае государственных предприятий - ОАО «Ставропольский ликеро-водочный завод «Стрижамент». При отсутствии лицензии на заводе было организовано производство неучтенной безакцизной алкогольной продукции. Здесь и в ООО «Протос» была незаконно произведена с целью последующего сбыта алкогольная продукция с торговым знаком «Стрижамента» на сумму около девяти миллионов рублей. Кроме того, завод целенаправленно не платил налоги и сборы в бюджеты всех уровней. Задолженность составила более 90 миллионов рублей, в том числе по акцизам более 53 миллионов. Во время следственных действий были обнаружены и изъяты свыше 600 тысяч единиц незаконно произведенной алкогольной продукции. Уголовное дело в отношении руководителей этих предприятий возбуждено по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Позднее руководителю «Стрижамента» В. Чеснокову было предъявлено обвинение еще и в производстве в целях сбыта немаркированной продукции, и в сокрытии имущества, за счет которого должно быть произведено взыскание по задолженности по налогам и сборам. Сам Чесноков заключен под стражу. Руководитель «Протоса» П. Панаетидис объявлен в международный розыск.
- С этим понятно. А что касается самоуправства местных чиновников? Ведь народ буквально стонет и от самовольной застройки, на которую дают согласие обладатели высоких постов, и от вырубки деревьев, и от многого другого...
- Поступающая в наше управление информация свидетельствует о том, что ряд высокопоставленных чиновников органов государственной власти и местного самоуправления продолжают нарушать законы, связанные с приватизацией объектов краевого, муниципального назначения, а также с вопросами земельных отношений. Все это нарушает и права, и законные интересы ставропольчан. Широкий общественный резонанс и рост протестной активности вызвали действия должностных лиц администрации Пятигорска, связанные с продажей коммерческой структуре земельного участка, расположенного в особо охраняемой эколого-курортной зоне горы Машук площадью 37 гектаров. Этот массив был продан всего... за 350 тысяч рублей. На наш взгляд, бывший исполняющий обязанности главы администрации Пятигорска П. Минеев и ряд других госчиновников превысили должностные полномочия, переведя земли городских лесов в нелесные. В результате чего ущерб государству был нанесен на более чем 600 миллионов рублей. Наши материалы мы передали в прокуратуру края. 25 октября в отношении Минеева было возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий.
- А что можно сказать о «теневом» секторе экономики нашего региона? По оценкам экспертов, в «тень» уводится чуть не половина всего денежного оборота.
- Борьбе и с этими преступлениями мы уделяем большое внимание, принимаем адекватные меры по пресечению попыток вывода в «теневой» сектор экономики денег, которые использовались для взаиморасчетов между различными фирмами и организациями не только на территории Ставрополья, но и в других регионах. В июле сотрудники управления пресекли хищение 103 миллионов бюджетных средств, выделенных на восстановление экономики Чеченской Республики. В результате наших усилий они были возвращены на расчетный счет основного поставщика, инициирована проверка законности проведенной сделки со стороны счетной палаты ЧР и прокуратуры.
В нынешнем же году члены одной из преступных группировок пытались реализовать схему хищений денежных средств Сбербанка России. В результате этой махинации банку мог быть нанесен ущерб на более чем 825 миллионов рублей. Предпринятыми УФСБ мерами хищение денег Сбербанка прекращено. Генеральной прокуратурой РФ в отношении преступной группы возбуждено уголовное дело.
- Ситуацию в Южном федеральном округе на государственном уровне с точки зрения борьбы с терроризмом сейчас оценивают как «оздоровление обстановки». Вместе с тем опасность совершения диверсионно-террористических актов в Чеченской Республике и соседних с ней субъектах Федерации сохраняется. На заседании Национального террористического комитета говорилось о том, что ФСБ располагает данными о планах боевиков по совершению терактов на стратегически важных объектах. ЮФО назывался среди наиболее «опасных» регионов. Грозит ли такая опасность Ставрополью?
- Анализ поступающих в наше управление данных свидетельствует о том, что оперативная обстановка на территории края остается сложной. Угрозы совершения терактов, в том числе на важных и потенциально опасных объектах, сохраняются. А такие теракты, так называемый «технологический» терроризм, могут привести к техногенным, экологическим катастрофам, нанести огромный экономический ущерб, спровоцировать социальную напряженность.
- А много у нас таких «опасных» объектов?
- Около 50. Но все они под контролем. Есть планы противодиверсионной защищенности, проводятся обследования на предмет оценки защищенности объектов. Есть рекомендации по повышению эффективности антитеррористической и противодиверсионной защиты таких предприятий. Только в нынешнем году проведены более 10 учений на крупных промышленных предприятиях и объектах транспорта.
- Сейчас много говорят об укреплении государственности нашей страны. Каков вклад сотрудников службы безопасности России в это общее дело?
- Собственно говоря, все, что мы делаем, направлено именно на укрепление государственности. По-иному быть просто не может. Служба у нас такая.