Дед Щукарь и ВТО
Интересно, что бы сказал о вступлении России в ВТО известный шолоховский дед Щукарь, мечтавший, как известно, о мировой революции и даже начавший изучать для этого иностранный язык? Сам юморной дед приближал эту революцию как мог, пытаясь приобщить к ней земляков. Помните, как однажды по оплошности сварив кашу с лягушкой, он пытался оправдаться перед селянами, что, мол, это не простая лягушка, а «вустрица с благородными кровями».
Мировой революции не произошло. А вот всемирная торговая нагрянула, а вместе с ней разные заморские деликатесы и яства. Благо это или очередное испытание на выживание, гадают жители нашего аграрного края.
Более двенадцати лет страна готовилась к столь серьезному экономическому шагу. И морально, и материально. Но вот созрела ли, особенно в сфере агропромышленного комплекса - одного из основных сегментов ВТО? Чего греха таить: выращивать сельхозпродукцию мы научились, а вот перерабатывать ее, и тем более успешно продавать, увы, еще нет. И искусство менеджмента здесь ни при чем. Виной всему – устаревшие технологии. Ведь не зря же говорят, что в карете прошлого далеко не уедешь. На Ставрополье более восьмидесяти процентов сельхозтехники уже отработало свое, в поле выходят латаные-перелатаные трактора и комбайны, которых к тому же с каждым годом становится все меньше. Новые низкозатратные и экономичные технологии по нынешним временам могут позволить себе далеко не все предприятия АПК. Что тут говорить о производстве рентабельной конкурентоспособной продукции, на которую нацеливает как раз ВТО.
На сегодня в составе Всемирной торговой организации 149 стран, 58 из которых уже проявили интерес к России. На первый взгляд, это сулит блага российскому производителю, ибо членство в ВТО снимает преграды для экспорта наших товаров. Селяне получат дополнительные возможности продавать за океан, к примеру, зерно и масличные культуры, на которые там отмечается гарантированный спрос. Это в какой-то мере решило бы проблему перепроизводства зернопродукции, в том числе и для Ставрополья.
В то же время ВТО открывает ворота торговле «планетарного» масштаба. Это значит, что в нашу страну хлынет поток всевозможной дешевой продукции, в том числе и продовольствия. Чего российские крестьяне опасаются больше всего, ведь и сегодня уже дешевые заморские, как правило, низкопробные продукты «оттягивают» на себя значительную часть отечественного рынка. Удастся ли тогда выполнить сверхзадачу, поставленную приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», делающим ставку на подъем отечественного животноводства? Ведь пока, к сожалению, на продовольственных оптово-розничных рынках не созданы необходимые условия, чтобы крестьяне могли спокойно, без давления и диктата рыночных воротил сбывать свою продукцию.
Не попадут ли отечественные производители со вступлением в ВТО в международную кабалу, где наши поля будут использовать только как дешевую сырьевую базу? Сегодня, надо честно признаться, в нашей стране по большому счету нет системы противодействия экспансии со стороны производителей других стран, осуществляемой при поддержке тамошних правительств.
Объем поддержки АПК в странах Евросоюза составляет 60 миллиардов евро. Если эти деньги перевести на один гектар пашни, то получится минимум раз в двадцать больше, чем у нас. Вот и выходит, что наши крестьяне получают наименьшую поддержку со стороны государства. Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев признается, что в итоге получается неравная конкуренция - «кто-то на ринге в кольчуге с мечом, а кто-то - с автоматом». К кольчуге можно смело добавить еще и лапти - «брэнд» российского крестьянина на Западе.
Председатель краевого совета АККОР (Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов) Александр Анпилогов считает, что опять телега у нас бежит впереди лошади: российский сельхозпроизводитель не готов еще ко вступлению к ВТО, между тем, его обязывают работать в новых условиях.
- Что касается добывающих отраслей, энергоресурсных, то здесь все в порядке, им не привыкать работать на мировом рынке, они могут составить достойную конкуренцию в ВТО другим странам, - говорит Александр Анпилогов. - Аграрникам же пока не место в этой организации, как бы мы сами этого ни хотели. Пока государство не способно дать нам определенных финансовых гарантий, необходимых для ведения игры на равных в международном торговом пространстве, которыми с лихвой обеспечиваются наши коллеги в западных странах.
Членство в ВТО может вообще похоронить сельское хозяйство, говорят руководители ряда сельхозпредприятий края, ибо мировая интеграция даст «зеленый свет» импортерам продовольствия, которого и так хоть отбавляй. Дальнейшее вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка приведет к разорению фермеров, безработице среди сельского населения, запустению земель. Правда, существуют способы защиты рынка. Например, в странах Евросоюза есть система субсидирования и квотирования, которая не допускает продовольственную интервенцию. У нас ничего такого нет, и пока не предвидится.
С тревогой смотрят в будущее и ставропольские виноделы. Пока официально никаких документов по этой отрасли не подписано, но между тем «отцы» ВТО активно склоняют Россию к тому, чтобы она сняла запрет на ввоз винно-водочной продукции из других стран, в том числе ближнего зарубежья – Молдовы и Грузии. Таковы условия членства во всемирной организации – двери, открытые для всех. Впрочем, «радушия» ставропольским виноделам не занимать. В течение нескольких последних лет они вынуждены уживаться с соседством на родном рынке вин из Болгарии, Чили, Аргентины, Франции, других стран, которые, благодаря субсидиям на экспорт, стали для россиян доступными по цене, составив тем самым конкуренцию родным, более качественным винам.
Одна надежда у ставропольских виноградарей и виноделов: со вступлением в ВТО исчезнет дискриминация российских вин на мировом рынке. Ведь если заморские виноделы без особого труда поставляют нам свою продукцию, то для того чтобы вывести родную в большой свет, необходимо пройти, что называется, семь кругов ада международных сертифицирующих органов. Теперь же эта процедура обещает быть гораздо проще.
Между тем к российскому рынку упорно рвутся страны - участницы ВТО, разумеется, на выгодных для себя условиях. Одно из требований зарубежных партнеров - полностью снять таможенные тарифы и квоты на ввоз в нашу страну продовольствия. Пока мы стоим на своем. Американцы вообще мечтают отменить российский санветконтроль на свою продукцию...
В общем, будем надеяться, что не выйдет, как в истории с дедом Щукарем, которому продали глухую старую надутую кобылу под видом резвой и юной, мол, «скачет так, что - закрой глаза, и земли не видно будет, птица». Так что поживем, узнаем: мировая торговая революция – это манна небесная или «золотая кобылка» Щукаря, то бишь родная сестра кота в мешке...