Такие детские дети
Я работаю с детьми всю жизнь, - рассказывает Вячеслав Алексеевич. - Считаю себя вечным вожатым в высшем понимании этого слова - заводилой, организатором. Я не наблюдаю за детьми, не провожу назидательных бесед - я живу вместе с ними.
Уже десять лет Поминов – завуч в этой школе. До того в его жизни была двадцать пятая гимназия, еще раньше - СШ № 20. Каждый раз ему удается собрать вокруг себя единомышленников, сплотить коллектив, задать курс. Поминов уверен, что многое в жизни и внутренней атмосфере школы зависит от того, есть ли в ней неординарные педагоги, «чудаки», предоставляют ли им шанс пустить общение с детьми в необычное, яркое, запоминающееся русло.
- Наш директор Александр Онищенко меня подкупил одной фразой, - вспоминает В. Поминов. - Если бы он не произнес тех слов, я не ушел бы с предыдущего места работы. Онищенко сказал, что дать детям ощущение альма-матер смогу только я...
Поминов - убежденный последователь системы «коммунарской педагогики» Игоря Иванова. Становление индивидуальности может проходить только в коллективе - таково принципиальное мнение Вячеслава Алексеевича. Если ребенка отъединить от класса, школы, ровесников, сможет ли он почувствовать и верно позиционировать свои личностные качества, сможет ли оценить себя, не имея представления о достижениях сверстников? Лишь сочетание индивидуальной и групповой работы, «золотая середина» педагогики, даст добрые результаты.
- Развитие конкурентоспособной личности - основная цель нашей школы, - говорит мой собеседник. - А такая личность не может реализоваться в изоляции. Это возможно лишь на фоне жесткой конкуренции с другими. Ученые подсчитали, что 30% успеха человека зависит от его знаний, а 70% - от умения себя подать, вызвать интерес, утвердиться. Помочь этому может верно разработанная система воспитания. И нужно суметь вовлечь в нее всех ребят школы.
У Поминова это получается. Не на словах. Примером тому были дети от мала до велика, то и дело прерывавшие наш разговор. Вячеслав Алексеевич комментировал: эти ребята готовятся к концертной поездке, другие - репетируют выступления на рок фесте, регулярно проводимом в актовом зале школы и собирающем молодежь и рок-группы города и окрестностей.
- Отличаются ли учащиеся прошлого десятилетия от детей этих лет? - спрашиваю его.
- Вот представьте, - задумчиво говорит он. - Есть цвет - основной, а есть оттенки. Ребенок - суть, основа, а то, что в него заложено нами, - оттенки. Я принципиальных отличий в поколениях не вижу. Ориентиры другие - это так. Но это - пульс времени, его «заказ». Посмотрите на наших ребят - нормальные детские дети!..
И долго потом показывает мне альбомы с фотографиями школьной жизни. С ее богатыми традициями. Вот моменты ярких предметных недель, когда вся школа, по словам Поминова, «сходит с ума». В таких мероприятиях участвуют и ребята, и педагоги. Вот, к примеру, сам Вячеслав Алексеевич в костюме князя Голенищева-Кутузова.
- Тематические недели обожаемы детьми, - делится В. А. - Возьмите неделю истории. Ребята живут духом изучаемой эпохи. Они танцуют котильон и мазурку, делятся рецептами средневековой кухни, поют древнегреческий гимн полису... Но не это главное. Важно, что они едины, нужны друг другу. Совсем недавно я был поражен, когда ученики восьмого и девятого классов подошли ко мне с идеей поздравить с Днем пожилого человека стариков из Геронтологического центра. Оказалось, этическая сторона вопроса очень существенна для них. Они поняли, где больше всего в этот день необходимо их присутствие. И это современные дети!
Мы проходим по школьным коридорам: на стендах фотографии, грамоты, дипломы. У этого учебного заведения есть свой герб, флаг, гимн, слова которого написал один из выпускников. Символика тоже воспитывает, считает Поминов. Это то особенное, что отличает школу, подчеркивает ее дух и традиции. На торжественных линейках знаменная группа первой школы выходит то в форме Московского пехотного гвардейского полка 1849 года, в киверах, с клинками, то в мундирах британских гвардейцев.
- Это только кажется «игрушками», - мудро улыбается Вячеслав Алексеевич, - но не на таких ли мелочах прорастает и укрепляется гражданственность, честь, доблесть, развивается желание достигать цели, быть лучшим...
- Понимаете, учеба - это индивидуальный уровень, часто разъединяющий детей, - продолжает он. - А творчество и общение помогают нам достичь единства, почувствовать себя счастливыми, близкими, понятыми. Самое главное знать, «кто здесь» - от этого все зависит. Если есть умный, талантливый педагог, он обязательно запечатлеется в душе ребенка, повлияет на личность. Родители ставят далекую перспективу, говоря сыну или дочери - вырастешь, начнешь жить. А ребенок живет здесь и сейчас. Не стоит строить жизнь за него, нельзя советовать откладывать ее на потом. Это недопустимая родительская ошибка. Уважайте своих детей, любите их. И хорошо, если школа поступит так же.