«ПРЕССА» как проводник идей газетного бизнеса
Вы уже не первый год участвуете в выставке «ПРЕССА». Происходят ли, на ваш взгляд, изменения в организации ежегодного медиафорума и какие они – положительные, отрицательные?
- Я уверен – положительные. За последние годы не изменились, пожалуй, только место проведения выставки да главный «куратор» от Думы – Владимир Вольфович. А сам дух стал иным. Мне кажется, и посетители, и участники начинают больше внимания обращать не на внешний антураж, а на содержание того, что выставляется на всеобщее обозрение. Содержательнее стали дискуссии, профессиональнее – «разборы полетов», которые необходимы всем – и московским изданиям, и региональным. Меньше заметно, чтобы кто-то смотрел свысока: у нас, мол, главная газета страны, а вы – мелкота. Всем есть чему и у кого поучиться. Порой ведь на периферии выходит не менее качественный печатный продукт, чем в Первопрестольной. Он более чист, более эмоционален и, простите меня, более национален.
- Что вы ждете от «Прессы-2007»?
- Прежде всего – продолжения общения с коллегами. Для меня главным является именно опыт. Хорошо бы его в рамках выставки еще и обобщать. Журнал «Журналист» ведет на своих страницах конкурс идей газетного бизнеса, подводя итоги во время выставки, но можно замахнуться на нечто большее. До сих пор вспоминаю поездку на ежегодный съезд Национальной газетной ассоциации Америки. Вот там все дни работы были буквально напичканы идеями. Издатели больших и малых газет наперебой, как школьники, тянули руки, рвались к микрофонам и рассказывали, за счет чего и насколько повысили они свои тиражи, розничные продажи, рекламные доходы. Получая сертификат за реализованную идею, они буквально светились от счастья. Потом эти выступления стали основой прекрасно изданной книги. Я и сейчас частенько перелистываю ее, стараясь воплотить хоть толику того опыта на страницах «Красноярского рабочего» и его дочерних изданий. У нас в России нет, к сожалению, единой газетной ассоциации, так почему бы оргкомитету выставки «ПРЕССА» не взять на себя ее функции хотя бы частично – не издавать ежегодно сборник идей газетного бизнеса? Это был бы хороший шаг вслед за учреждением «Золотого фонда прессы».
- Вы уже стали обладателем этого знака?
- В прошлом году его были удостоены сразу три наших издания: газеты «Красноярский рабочий», «Сады Сибири» и женский журнал «Сибирячка». Нынче мы опять участвуем в конкурсном отборе и надеемся вновь войти в почетный список. Он действительно почетен, поскольку отбор лучших изданий ведут в основном профессионалы библиотечного дела, то есть те, кто не только знает о читательских предпочтениях, но и может их корректировать. Сегодня ведь многие увлекаются периодическим чтивом сомнительного рода – им подавай непременно «клубничку», криминал. На серьезное чтение набрасываются не все. Если так и дальше пойдет, нация станет во многом ущербной. Задача библиотекарей, иных работников культуры и наша – издателей и журналистов – как раз в том и заключается, чтобы переломить ситуацию.
И здесь оргкомитету выставки нужно пораскинуть мозгами, подумать, как сделать, чтобы об изданиях, включенных в «Золотой фонд прессы», узнали не только коллеги, но и общество в целом. Замечено ведь, что во время показа фильмов, снятых по произведениям классиков, возрастает продажа качественной литературы. Вот и нам надо бы донести до самых широких читательских кругов информацию о качественной прессе. Для этого пора искать пути на телеэкраны, на радио. Да и о корпоративной солидарности надо бы вспомнить. «Красноярский рабочий», например, готов опубликовать полный список газет и журналов, которым будет присвоен «знак качества». А если сделать это по всей России?
- Прессу обычно разделяют на федеральную и региональную, подразумевая, что последняя едва ли не сирая и убогая. Насколько это справедливо?
- Лично я уверен, что мы – не братья меньшие. Сознательно обозначаю так называемые федеральные СМИ московскими, то есть и их строю по региональному признаку. Чем они отличаются от нас? Близостью, во-первых, к верховной власти. Во-вторых, тем, что издаются в сверхбогатом субъекте Федерации, где сконцентрированы не просто денежные – рекламные потоки. В третьих, они либо состоят на содержании у олигархических структур, либо подпитываются из бюджета (удачные самостоятельные бизнес-структуры, ориентированные на производство качественной информации, на московском медиарынке можно пересчитать по пальцам). В последние годы появились и всевозможные зарубежные издания-клоны, но я не хотел бы преувеличивать их роль в жизни нашего общества. Многие из них как появились, так и исчезнут, не оставив о себе ярких воспоминаний.
Пресса в регионах живет по иным правилам. Здесь меньше денег, зато больше возможностей для проявления творчества, независимости. Больше, я бы сказал, журналистской настырности. Я уже не раз повторял, что островки независимости прессы существуют именно в российской провинции. Властным структурам надо бы черпать информацию в первую очередь из этих СМИ, если они хотят, конечно, знать о том, чем действительно живет страна.