00:00, 10 ноября 2006 года

Памятник христианству

Сказано как нельзя точно. Действительно, труд, вложенный в недавно выпущенную книгу «Соборы златоглавые», иначе как фундаментальным не назовешь. Авторы его – хорошо известные в крае люди: это краевед-исследователь, почетный гражданин Ставрополя Герман Беликов и ректор Северо-Кавказского государственного технического университета, профессор Борис Синельников.

Создатели книги объясняют свой интерес к теме христианства на Кавказе исключительно важной ролью, которую оно сыграло в истории региона. Начало проникновению христианства на Кавказе, по преданию, положено еще учеником Христа апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим среди горских народов. Последующие века стали свидетелями непростого становления здесь православия, его укрепления и распространения. Книга «Соборы златоглавые» прослеживает все эти этапы, основываясь на материалах архивов, печатных источников прошлого и настоящего, при этом она наполнена солидным и разнообразным фоторядом (использовались снимки также из архивов края и фондов краеведческого музея).

И сегодня, много столетий спустя, поражает воображение летопись раннего христианства. Перед глазами встают картины проповеднического пути святых апостолов, пути, конечно, тернистого, пути в незнаемые земли. Сколько было ими пройдено, сколько встречено препятствий, непонимания, недоверия… Сколько проповедников погибли на этих дорогах за веру… Их самоотвержением христианское вероучение пустило на Кавказе глубокие корни. Уже в древнем хазарском городе Маджары на реке Куме существовал христианский храм! В труднодоступных горных ущельях ценой неимоверных усилий возводились церкви, такие, как православная Сентинская, сооруженная греческими монахами на скальном выступе у аула Сенты. Это сооружение, кстати, сохранилось до наших дней, стало непременной деталью живописного ландшафта. Словом, что ни факт – то сюжет для красочного кинофильма, ждущего своего режиссера-постановщика. И авторы книги явно проникнуты высоко духовной романтикой своих изысканий: «На Северном Кавказе, даже на заоблачных высотах, среди суровых утесов, можно еще набрести на каменные, поросшие мхом кресты или на руины древней часовни». Вот как описывают они церковь Святого Георгия Победоносца в осетинском селении Дзивгис: «Ее мощные стены и стрельчатые окна-бойницы можно сравнить только с расположенными рядом старинными крепостными сооружениями Дзивгиса, грозными стражами ущелья…» Этой церкви в 1613 году грузинский царь Георгий Х преподнес в дар памятный колокол.

А разве не загадочно звучит название главы «Тмутараканская епархия»? В деталях и лицах представляешь себе описываемый десант запорожских казаков и егерей Таврического корпуса, высадившихся в августе 1792 года на Таманском полуострове. Они начали возводить здесь крепость из камня, который брали со старых развалин. И выяснилось, что развалины те – остатки древнехристианского храма... Именно здесь когда-то существовала Тмутараканская епархия, подчинявшаяся еще Константинопольскому патриарху.

«Славяне на Каспии», «Первые шаги православия на Северном Кавказе», «Православные учебные центры», «Крепостные церкви», «Домовые церкви» - каждая глава книги насыщена увлекательным и одновременно познавательным материалом, рисующим нам картины далекого и не очень, но малоизвестного прошлого. Сегодня почти ушло из обихода понятие домовой церкви, а когда-то таких были десятки в Ставрополе, и существовали они не только в частных домах, но и при учреждениях, учебных заведениях, больницах. Так, церковь Святой Елизаветы находилась при Александровской женской гимназии, а церковь во имя Святого Архистратига Михаила и апостола Евангелиста Луки – при мужской. В военном госпитале имелась церковь во имя Богоматери Радости Всех Скорбящих, а в здании тюрьмы – церковь Святых апостолов Петра и Павла... Мы воочию убеждаемся, как предки наши жили от рождения до кончины в благодатном духовном «поле» православия, и всякое важное событие в своей жизни они, как правило, переживали в гармоничной сопричастности к высоким, непреходящим ценностям христианства.

В отдельную главу книги выделены рассказы о главных храмах благочиний (округов) Ставропольской и Владикавказской епархии: Кавминводского, Благодарненского, Георгиевского и других. Многие из этих храмов были утрачены в годы атеизма, а в наши дни возродились и вновь радуют людей своими златоглавыми куполами, мелодичным колокольным звоном. Одним из самых ярких примеров тому может служить величественно-прекрасный Свято-Никольский собор в Кисловодске. А сейчас и жители краевого центра с волнением ожидают окончания строительства возрождаемого кафедрального Казанского собора и его знаменитой Царь-Звонницы на Крепостной горе.

Особый интерес представляет глава, посвященная северокавказским монастырям, как старым, дореволюционным, так и современным, появляющимся в разных уголках епархии. У каждого из старых – трагическая судьба, как, например, у почти полностью разоренной Иоанно-Мариинской женской обители Ставрополя или Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря под Пятигорском. И если мужская обитель сегодня уже полным ходом восстанавливается, здесь вырос новый храм, жилые здания для иноков, подсобные хозяйственные помещения, то женская пока еще только «отвоевывает» свое историческое место на территории нынешней психиатрической больницы.

Воздавая должное видным деятелям православной церкви, авторы книги рассказывают и обо всех кавказских и ставропольских епископах, от первого архиерея Иеремии до нынешнего управляющего епархией владыки Феофана. Каждый из этих замечательных сынов России сделал немало для духовного просвещения народа, для укрепления православия на южных рубежах Отечества.

Безусловно, огромный изыскательский и аналитичный труд проделали создатели «Соборов златоглавых». И можно быть уверенным в том, что еще не раз прозвучат в их адрес слова благодарности от читателей, получивших удивительную возможность открыть для себя богатейшее духовное наследие предков.