00:00, 3 ноября 2006 года

Театр - единственный и любимый

Имя Михаила Мальченко связано со ставропольским театром вот уже тридцать лет. Любви и уважения зрителей актер добился удивительными по своей искренности и глубине сценическими работами. В его творческом багаже немало удач, и эти удачи продолжают ему сопутствовать и сегодня. Много добрых слов в адрес Михаила Александровича может найти каждый, чью душу хоть раз тронула игра этого замечательного артиста. Его самых ярких персонажей зритель помнит не один год!

Актерская профессия – это судьба. И у каждого она, конечно, своя. Сколько небывало чудесных историй доводилось слышать о невероятных переломах и поворотах в жизни корифеев сцены… А вот для Михаила Мальченко приход в профессию был прост и практически неизбежен: он вырос в актерской семье, с детских лет театральные будни и праздники стали для него единственным летосчислением. Ничего столь же радостного, волнующего, значимого жизнь не смогла ему предъявить, и поэтому, как только появилась возможность, со школьной скамьи он переходит на студенческую, поступив в Ростовское государственное училище искусств на актерское отделение.

С восемнадцати лет Мальченко – на сцене. Трудовой путь, прямо скажем, немаленький. И, казалось бы, с обретением опыта и имени уже должны быть известны ответы на все вопросы, но… Что изменилось с возрастом, спросила я у юбиляра. Легче ли стало в профессии после стольких лет?

- Со временем меняется отношение к себе в профессии, - задумчиво отвечает Михаил Александрович с присущей ему неторопливостью в беседе. - Уходит смелость молодости, и легче, поверьте, не становится. Да, остается призвание, приобретаются профессиональные навыки, однако волнение по поводу того, «что делать?» сменяется тревогой – «как делать?». Современная режиссура стала поверхностней, много пришло самоуверенных и, увы, неглубоких людей. Нам, актерам, меньше доверяют, хотя мы – ис-пол-ни-те-ли! Каждый – со своим видением материала. Актер должен четко понимать свою задачу: какую эмоцию и какую мысль ему нужно вызвать в зрительном зале. Задача режиссера – объяснить это, объединив общей идеей занятых в спектакле актеров в слаженный ансамбль. Но для этого он сам по меньшей мере должен знать, что хочет сказать этим спектаклем. В современной практике это становится чуть ли не редкостью…

Сознавая глубокую правоту этих, по-моему, выстраданных рассуждений, развиваю свой вопрос далее: а были ли в его судьбе счастливые встречи с такими режиссерами? Ведь встретить умного режиссера для исполнителя нередко означает нормальное человеческое счастье, возможность полнее выразить себя в роли.

- Всегда буду искренне благодарен заслуженному деятелю искусств России Б. Соловьеву. Он, правда, совсем недолго работал в театре, но в его спектаклях «Собачье сердце» М. Булгакова, «Свалка» А. Дударева, «Татуированная роза» Т. Уильямса было удивительно интересно работать, - вспоминает М. Мальченко. – Он был – как бы это сказать? – намного глубже нас. Силой его убеждения актеры приходили к пониманию роли. Не приказа, не диктата, а убеждения! Бесспорно, бывали удачные работы и у других режиссеров, и, наверное, однозначных оценок никому давать нельзя. Нельзя с маху сказать: вот плохой режиссер. Если присутствует режиссерское осмысление и его искренее желание поставить именно эту пьесу, – значит, у нас есть по-своему интересная работа. Сегодня в российском театре все меньше и меньше того, что еще недавно называли репертуарной политикой. Между тем она – плод многолетних целеустремленных осознанных творческих действий. Она формируется долго, несет в себе уважение к зрителю, знание потребностей своей публики, понимание возможностей данной труппы.

Наверное, начинающим молодым режиссерам и актерам стоит прислушаться к словам Мастера, а Мальченко – настоящий Мастер. Он высоко ставит и роль зрителя в театре, называя взаимоотношения театра в провинции со зрителем долгим и честным совместным творчеством:

- Зачем к нам приходит зритель? Вот порой слышишь, что сейчас столько всяких развлечений, и поэтому трудно привлечь зрителя в театр. Ерунда! И раньше всевозможных концертов, выставок, кинопремьер и прочего было достаточно, а может, даже и поболе, и между прочим цены были подоступнее, но люди в театр ходили. Они шли не за развлечением, а затем, чтобы подтвердить собственные мысли и чувства. Помню, на старую постановку «Валентин и Валентина» М. Рощина люди приходили не по одному разу. Потому что они находили в театре возможность сопереживать, мыслить, откликаться и значит, творить!

Новый творческий сезон для Михаила Мальченко начался с очень интересной, во многом не-однозначной работы в недавней премьере «Полет над гнездом кукушки». У него здесь одна из ведущих ролей, его персонаж – пациент психиатрической клиники Хардинг – личность явно не простая, со своими недостатками и достоинствами, со своей судьбой, и тем больше в этом для актера путей выразить характер героя. Конечно же, ему хочется, чтобы его усилия нашли живой отклик в зрительской душе…

Коллеги и друзья нередко отмечают такую черту М. Мальченко, как постоянство. Три десятилетия на одной сцене, вся жизнь – рядом с любимой женой, в прошлом тоже актрисой Татьяной Князевой. Все это словно подчеркивает еще и еще раз прочную цельность характера. Михаил Александрович, правда, говорит о себе суховато-строго:

- Бывало, в прежние годы люди нашей профессии нигде особенно не задеживались. Сезон-два отработали, летом «показались» в другом театре и уезжали на новое место. И я считаю, что это хорошо. При всей вроде бы зависимости актера от режиссера, от репертуара он все же мог выбрать свой театр, близкого себе по духу художественного руководителя. Я ведь тоже в молодости успел поездить. Но остановился здесь, пустил, как говорится, корни и ничуть не жалею…

Ставрополь стал для артиста по-настоящему родным, своим городом. Потому, наверно, что здесь нашел он зрителя, которого искал: зрителя со-чувствующего, зрителя искреннего, ждущего встречи с театром и с актером. А впереди у Михаила Мальченко еще много-много встреч со своим зрителем.

(Соб. инф.)., Гелена ЛУГАНСКАЯ