00:00, 28 октября 2006 года

100 лет начальнику стройки

Когда мы приехали в Невинномысск, должность начальника строительства была не занята. Видно, не так просто было найти подходящего человека. Он появился, наверное, уже в середине 1945 года. Это был Андрей Ефимович Бочкин. Новый начальник в кабинете не сидел, совещаний не любил, а первым делом исходил и объездил все участки канала, посмотрел, как люди живут, почти с каждым познакомился, поговорил.

Выглядел он привлекательно. Высокого роста, ладно скроенный, приметное лицо с правильными чертами, русые волосы и впереди прядка, слегка прикрывающая лоб и шрам на нем. Но особенно интересными у него были глаза. Взгляд его умных, прищуренных глаз светился доброжелательностью и какой-то легкой иронией, иногда насмешливой, иногда грустной. Одет он был в военную форму: гимнастерка, галифе, сапоги.

Вскоре о новом начальнике знали все. Он был родом из маленькой тверской деревни из бедной крестьянской семьи. Белогвардейцы расстреляли его брата, сам он защищал революцию с оружием в руках.

Энергичный, смелый, он уже в 18 лет стал начальником. Работал на комсомольской и партийной работе, был секретарем парткома и райкома партии, организатором колхозного строительства. По путевке партии учился в Московском институте водного хозяйства, но не окончил его. Был послан строить колхозную жизнь, а затем водохозяйственные объекты. Первые его стройки были в Заволжье – это Бузулукская система – первая ирригационная система, состоящая из каналов и двух земляных плотин на небольших речках. Построил Бочкин эту систему, написал здесь дипломный проект – вот такое высшее образование получилось. Потом он строил Кутулукскую оросительную систему, вторую в России.

С начала войны Бочкин - в действующей армии на высоких инженерных должностях. На Карельском фронте он устроил макет обоза на дороге, который постоянно расстреливали немецкие «фоккевульфы». В очередной налет немецкие асы атаковали макет и на этом попались. Самолет был сбит. Бочкин за это получил орден. А еще сделал на переднем крае гидроэлектростанцию. Немцы так и не поняли, откуда у русских электричество. А тоннель, который решил прокопать Бочкин до вражеских позиций! Это 180 метров. Тоннель прокопали прямо в центр немецкой обороны и взорвали там взрывчатку. После этого рубеж был взят практически без сопротивления. Орден Красного Знамени получил Бочкин за этот тоннель.

После Невинномысского канала настал звездный час Андрея Ефимовича Бочкина. Ему выпало возглавить крупнейшие, воистину великие стройки не только в стране, но и в мире. После Южно-Украинского и Северо-Крымского канала были Иркутская ГРЭС на Ангаре и Красноярская на Енисее, Саяно-Шушенский гидроузел. Его знала не только страна, но и весь мир как великого гидроустроителя. Родина высоко оценила его труд. Золотая звезда Героя, Ленинский лауреат, многочисленные ордена – все это получил Андрей Ефимович за свой труд.

Как же мог А. Бочкин справляться с работой столь гигантских масштабов? Красноярская ГЭС, на которую, как вспоминал он сам, работало 1500 заводов, была сродни по масштабам производству ядерного оружия И. Курчатова или ракетных комплексов С. Королева. Руководитель таких строек-гигантов должен быть, несомненно, выдающимся специалистом, блестящим организатором производства, обладать громадным опытом работы, быть смелым, уметь разумно рисковать. Все это, несомненно, было. Но были еще черты, которые мы так ценили. Это его отношение к людям. Отношение сердечное, уважительное, постоянное стремление помочь человеку.

Вот так было на Невинномысском канале, который строили ударными темпами в условиях послевоенной разрухи. Не было людей. Сам Бочкин ездил по деревням, рассказывал о канале, просил помощи, и люди понимали, помогали чем могли: и рабочими, и продуктами, и жильем для вновь прибывающих. Требовалась древесина, и Бочкин выезжал искать делянки в горном лесу и договаривался об их разработке. Требовался железобетон, требовалось железо, и военинженер Бочкин с коллегами находил оставшиеся от войны железобетонные тюбинги для ДОТов, разбитые танки и самолеты, и все шло в дело. А как доставали цемент? Только в 1947 г. впервые за годы послевоенной стройки удалось получить два парохода с цементом из Югославии и эшелоны цемента из Воскресенска. Это был праздник с флагами, музыкой, слезами радости на глазах, далеко не сентиментальных людей. И всегда во главе был Бочкин.

Спустя много лет, когда А. Бочкину было уже за 70, приехал он в последний раз посмотреть свой канал. С ним был заместитель союзного министра О. Канатов, это тот молодой инженер, который стал начальником после А. Бочкина. А ушел Андрей Бочкин из жизни в возрасте 73 лет. Ушел, чтобы остаться навеки в том, что он создал в памяти людей!

(Соб. инф.).