00:00, 26 октября 2006 года

Волк экологу не товарищ

К примеру, ставропольские леса. Наш край относится к малолесным регионам России, а потому каждое деревце должно быть на особом счету. Между тем идет планомерное уничтожение «зеленых легких» Ставрополья. Около 70 процентов защитных лесных насаждений края находятся в неудовлетворительном состоянии. Это же касается и придорожных лесополос. Ситуация осложнилась тем, что летом на всей территории края полыхнули пожары, уничтожившие значительную часть лесных насаждений. А виновники разгула огненной стихии так и не понесли наказания.

Городские леса – вообще особая тема. В начале 1998 года они были выведены из состава гослесфонда, а из федерального бюджета было прекращено их финансирование. В итоге городские леса фактически оказались бесхозными. Как рассказала замминистра Ирина Меркулова, главы администраций буквально осаждают министерство с просьбами перевести лесные земли в нелесные. Но, по ее словам, природоохранное ведомство занимает жесткую позицию: согласие дается только в том случае, если на облюбованном участке нет деревьев, а почва «лесонепригодна».

Охрана, регулирование и воспроизводство животного мира – одно из приоритетных направлений деятельности министерства. Но, чтобы братья наши меньшие жили вольготно на Ставрополье, необходимы деньги. Средства должны поступать из федерального бюджета. Они и поступают, но далеко не в тех объемах, которые необходимы. Так, в нынешнем году вместо требуемых 20 миллионов край получил всего 143 тысячи рублей.

Серьезная проблема – расплодившиеся хищники. Так, волки стали настоящим бичом края. По статистике, в год каждая взрослая особь «поглощает» около тонны мяса. По сравнению с 90-м годом прошлого столетия численность волков на Ставрополье возросла в 15(!) раз. В некоторых центральных регионах России за каждого убитого волка охотник получает семь тысяч рублей. Нашим же «стрелкам» о таком возна-граждении можно только мечтать. Результат налицо. Численность копытных животных за тот же период уменьшилась на семьдесят процентов. В первую очередь это касается кабанов и косуль.

Теме охоты и рыбалки на заседании коллегии уделили особое внимание. Вспомнили старое доброе времечко, когда водоемы культурных рыбных хозяйств ежегодно посещали тысячи любителей «посидеть за удочкой», ловивших на свой «крючок» до 12 тонн рыбы. Теперь же рыбаки - наперечет. Причина – большинством водоемов завладели частники, за-прещающие любителям «мешать» активному лову рыбы на продажу. Что же касается крупных водохранилищ, то расположены они вдали от населенных пунктов, что тоже не способствует росту рыбацкого усердия. Как рассказала Ирина Меркулова, министерство разработало программу мер, которые помогут развить любительское и спортивное рыболовство в крае.

Что же касается охоты, то при правильной организации она может приносить реальный доход казне. Для этого необходимо развивать охотничий туризм. Кстати, в Апанасенковском районе уже накоплен хороший опыт оказания услуг охотникам из других регионов страны. И этот опыт надо перенимать.

Выступление доктора зоологических наук профессора СГУ Александра Хохлова поначалу вызвало недоумение. Он поднял проблему охраны птиц, обитающих… на городских свалках. Оказывается, приют здесь находят свыше ста видов пернатых, из которых 10 – 12 процентов занесены в Красную книгу. Какой потенциал для изучения! Но… Ученый сетовал на то, что в последнее время свалки (а речь пошла о краевом центре) – это «особо охраняемые зоны», контролируемые, по его словам, людьми бизнеса. И хотя ученого и его команду на мусорном полигоне знает, что называется, каждая… птичка, попасть на его территорию им весьма проблематично. «Помогите науке», - попросил профессор министерство. «Постараемся решить эту проблему», - пообещал министр.

Еще одной темой обсуждения стало сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий. Образованные 40-45 лет назад государственные природные заказники и памятники природы сегодня переживают не лучшие времена. На большинство из них отсутствует землеустроительная документация, границы заказников зачастую виртуальны. Собственно-стью края эти территории не являются, и как их охранять – большой вопрос.