в Ставропольском музее изобразительных искусств открылись две выставки

в Ставропольском музее изобразительных искусств открылись две выставки

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Е. САВРАСОВ. "Утро. Праздник"

Е. САВРАСОВ. "Утро. Праздник"

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

 В. ЧЕМСО. "Двор"

В. ЧЕМСО. "Двор"

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Впрочем, по порядку. Первая выставка «Ставрополь глазами художников» состоялась в 1994 году. Ее собрали из 30 пейзажных полотен, посвященных когда-то губернскому, ныне – краевому центру. Теперь их в коллекции музея более ста. На вернисаже были представлены 70 произведений живописи и графики, созданных в 1914-1995 годах. Причем не только работы известных мастеров, таких, как Владимир Кленов, Павел Гречишкин, Виктор Чемсо, но и полузабытых или совсем за давностью лет неизвестных – Дмитрия Лищенко, обитавшего в Ставрополе в 1912-1925 годах, или Родиона Богославского, большую часть жизни посвятившего художественному воспитанию детей. Про целый ряд этих полотен можно сказать, что они экспонируются впервые, и за этим фактом – кропотливый труд работников музея.

Главным мотивом выставки я назвала бы ностальгию. Во всяком случае, меня охватило именно это чувство. Старый, одноэтажный Ставрополь, которого уже нет или почти нет… В семидесятые, в годы студенчества, я его еще застала. Маленькие южные дворы в буйстве летних красок, покосившиеся глиняные домишки в тающем снегу на картинах Владимира Кленова. Работа Евгения Саврасова «Утро. Праздник» – наверное, Первомай, городской переулочек, возвращение с «демонстрации трудящихся». Вспомнилось двустишие поэта Олега Хлебникова, тоже названное «Праздник»: «Пахнет духами и нафталином. Мальчик нескладный бежит с мандарином»…

Почему-то все время хотелось угадать, где эта улица, где этот дом. На этюде Виктора Чемсо «Двор» – арочные ворота по проспекту Октябрьской революции, или это двор по улице Розы Люксембург, неподалеку от нашей редакции? А вот эту свою картину он, похоже, писал, сидя где-то во дворе художественного училища… А на рисунке Родиона Богославского «Армия-освободительница. 1943 год», наверное, Андреевский собор, только с тыльной стороны. Снесенный старый автовокзал, грузовички и автобусы, каких давно нет на наших улицах, – все это подробности чьих-то жизней, память души. И все написано с неизбывной любовью к городу. Жестким взглядом отмечено, пожалуй, лишь одно полотно: Юрий Орлов, «Затмение солнца, прогулка по старому городу». Какие-то люди остервенело грузят мешки, среди фигур времен нэпа затесались и спортивно-джинсовые, а где-то в черных облаках затмения рушится, заваливается на бок церковный купол. Написано в 1988-м…

Побродив по лирическому вернисажу на втором этаже, посетители, пришедшие на открытие, спустились вниз, где их ожидала выставка-«Гость», посвященная некрасовским казакам. У нее своя предыстория. В 2005 году центр традиционной русской культуры молокан и казаков-некрасовцев поселка Новокумского Левокумского района, при котором находится и музейный фонд, стал филиалом краевого изомузея. Сделано это, чтобы помочь фонду: в результате идущей муниципальной реформы он оказался вне господдержки. (Впрочем, это тема отдельного разговора).

Выступая перед собравшимися, Зоя Белая напомнила историю казаков-некрасовцев. В сентябре 1962 года около тысячи их покинули Турцию, где их предки проживали 250 лет, и переселились на Ставрополье. Они привезли с собой казачьи традиции и фольклор старообрядческого толка, которые сохранили на чужбине и каких давно уже не помнили ни на Дону, ни на Кубани. Все некрасовцы получили работу в виноградарских совхозах. В соответствии с их желанием были построены две церкви.

Культура некрасовцев вызвала большой интерес ученых-этнографов. Был собран соответствующий музейный фонд, созданы фольклорно-этнографические ансамбли.

На выставке широко представлены фотографии некрасовцев, сделанные в разные годы прошлого века. В 60-х их много снимал московский фотограф Ю. Луньков, его работы публиковались в газетах «Сельская жизнь», «Неделя», журнале «Огонек». Это снимки чаще всего «парадные», статичные: казачки «строем» несут вино-град в ведрах, старики, наряженные в традиционную одежду, и т. д. Но есть в экспозиции и фотографии более позднего времени, сделанные в 90-е годы также столичным фотожурналистом Л. Белушкиным и ставропольским фотохудожником А. Заморкиным. Они живые, часто неожиданные. Например, лицо старообрядческого священника-некрасовца, в котором неистовость напоминает известную картину «Боярыня Морозова».

На выставке представлены предметы религиозного культа, комплекты женской, мужской и детской одежды некрасовцев, самодельные куклы, предметы домашнего обихода и орудия труда.

Благодаря энтузиастам-собирателям ставропольчане могут услышать голос почти трехсотлетней истории. Эта экспозиция (в Ставрополе впервые!) должна заинтересовать школьников и их учителей.

Остается добавить, что, как всегда в краевом изомузее, открытие выставок состоялось в теплой и непринужденной атмосфере уютного дома. Пришли старые поклонники и друзья, было много интересных людей.

Следующее событие художественной жизни, которое нас здесь ожидает, – выставка «Шестидесятники», планируемая на октябрь. Название многообещающее.

Лариса ПРАЙСМАН