00:00, 25 августа 2006 года

Три века духовной школы

Преосвященный Иеремия (Соловьев), первый епископ Кавказский и Черноморский (1843-49), вступив в управление новообразованной епархией, уже в декабре 1843 г. направляет пространную докладную записку в Святейший синод о необходимости открытия в Ставрополе семинарии. Он указывает на отдаленность ближайших к Кавказской епархии семинарий Воронежа, Астрахани и Екатеринослава и на необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе из представителей коренных народностей края. Не случайно затем в открывшейся духовной школе в план учебных занятий, разработанный на основе опыта Тифлисской духовной семинарии, включены были, помимо обычных предметов, местные языки (калмыцкий, татарский, осетинский). Рекомендовано было также открыть иконописный класс.

В 1871 г. Кавказскую семинарию посетил с ревизией член Училищного Совета при Святейшем синоде С. Керский. Он с положительной стороны отмечал даже характер учащегося Кавказской школы, «резко отличавшийся от того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний... В воспитанниках Кавказской семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновенно вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее».

В 1896 г. духовная школа торжественно отметила 50-летие. За полвека существования она действительно стала центром христианского просвещения на всем Юге России, воспитав множество достойных пастырей и служителей церкви, учителей, наставников и других деятелей, послуживших Отечеству как на граждан-ском, так и на военном поприще.

На переломе XIX и XX веков именно на плечи сельского приходского священника легла забота о начальном образовании сельской детворы. И православное духовенство заложило прочный фундамент для всеобщей грамотности. Из года в год росло число церковно-приходских школ.

В годы Первой мировой войны в помещениях семинарии был устроен эвакогоспиталь. Однако занятия продолжались до 1918 года, а окончательное закрытие духовной школы произошло в 1920 году.

Первая попытка восстановить Ставропольскую семинарию была предпринята в 1925 году настоятелем Варваринской церкви города Ставрополя протоиереем Иоанникием Петровым. Он обратился с соответствующей программой к советским властям, но... попал под арест, а затем был сослан в Среднюю Азию.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь страны, в том числе и в сферу церковно-государственных отношений. Так, 12 апреля 1945 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Пастырско-Богословские курсы в восьми епархиях, в том числе в Ставрополе.

Прилегающее к Крестовоздвиженской церкви здание, в котором расположились Пастыр-ско-Богословские курсы, нуждалось в ремонте и пристройке дополнительных помещений. Благодаря твердости и настойчивости архиепископа Антония (Романовского) трудности по реставрации здания и организации учебного процесса удалось преодолеть, и 15 ноября 1946 года состоялось торжественное открытие Духовной семинарии.

Но даже в эти годы, отмеченные нормализацией церковно-государственных отношений, жизнь семинарии сопровождалась непрекращающимся внешним давлением. В первую очередь это давление испытывали на себе те, кто еще только собирался поступить в духовную школу.

Вот фрагмент «жалобы» Николая Носко, тщетно пытавшегося выйти из колхоза, чтобы учиться в семинарии. «Товарищ Бережной И.Я., как председатель колхоза, не принял от меня никаких документов, выгнал из кабинета и в присутствии посторонних лиц, сопровождая нецензурными словами, полными негодования и презрения к святой православной церкви и ее последователям».

Буквально по крупицам приходилось собирать утраченную некогда богатейшую библиотеку семинарии: свободно купить можно было только художественную литературу, а книги богословского содержания приобретались лишь в частных собраниях горожан.

Несмотря на все трудности, год за годом семинария в Ставрополе крепла и развивалась, становясь все более заметным духовным центром. Однако эта тенденция не совпадала с вновь изменившейся государственной политикой по отношению к церкви. Конец пятидесятых годов был отмечен возвращением к методам антирелигиозной борьбы послереволюционных лет.

«Письма трудящихся» с требованием закрыть семинарию следуют одно за другим, срочно готовится брошюра «Святые тенета», очерняющая преподавателей и студентов семинарии.

Учебный комитет фактически оказался перед фактом уже принятого гражданскими властями решения: семинарию расформировали, 47 студентов, не успевших ее окончить, были распределены в Саратовскую и Одесскую семинарии. Среди двадцати выпускников 1960 года был и Александр Завгородний, будущий архиепископ Антоний. Это ему выпало почти тридцать лет спустя, в 1988 году, на торжествах, посвященных тысячелетию Крещения Руси, испросить у Святейшего патриарха Пимена благословение на возрождение своей alma mater.

В самое короткое время, к февралю 1989 года, было сделано все для того, чтобы духовная школа вновь начала свою работу. В июне 1990-го духовное училище преобразовано в семинарию. Уже через три года состоялся первый выпуск возрожденной семинарии: ее окончили студенты, начинавшие свою учебу еще в духовном училище. Тогда же при семинарии организованы катехизаторские курсы для будущих преподавателей воскресных школ.

Новейший период в истории Ставропольской духовной семинарии заслуживает отдельного исследования, ибо восстановление пришлось на сложные годы реформ, перевернувших все наше общество. На фоне этого процесса был начат поиск новых форм и методов организации духовного образования. Сегодня Ставропольская духовная семинария представляет собой научно-богословский, учебный и исследовательский центр, готовящий священнослужителей, преподавателей, регентов церковных хоров и иконописцев. С 2003 года ректором семинарии является епископ Ставрополь-ский и Владикавказский Феофан. По инициативе владыки к ведению курсов привлекаются авторитетные светские преподаватели. Совместным проектом семинарии и Института дружбы народов Кавказа стало создание в вузе теологического факультета.

Уже в годы учебы большинство семинаристов ведет большую просветительскую и миссионерскую работу. Студенты СтДС преподают в школах и вузах Основы православной культуры, организуют и проводят лекции и экскурсии по святым местам Ставрополя и епархии. Большое внимание уделяется социальному служению в детских приютах, наркологическом диспансере, учреждениях исполнения наказаний.

Преподаватели и студенты семинарии активно участвуют в общественной жизни города и края. У ставропольцев пользуются популярностью теле- и радиопередачи, посвященные проблемам духовной жизни, в выпуске которых также участвуют семинаристы и их педагоги. Успешно продолжается традиция издательской деятельности. В 2005 году издательский центр семинарии опубликовал ряд книг из новой серии «Святыни Кавказа», посвященных, в частности, истории Иоанно-Мариинского монастыря в городе Ставрополе.

Сегодня, как и 160 лет назад, взоры православных верующих и тех, кто еще только ищет свой духовный путь, обращены прежде всего к пастырям, от которых ждут живого свидетельства о Боге, о православной вере и о спасении. Но такое свидетельство возможно только в том случае, если личная святость сочетается в служителе Христа с глубоким знанием Священного Писания, православного богословия и богослужения. Именно эту задачу и выполняет на Юге России Ставропольская духовная семинария.

Пройдет несколько дней, завершатся экзамены, и вновь откроются двери семинарских классов, чтобы принять новых студентов, решивших посвятить себя духовному служению.

Евгений БРОНСКИЙ