00:00, 12 августа 2006 года

Прокурор: не будем мелочиться

Но вот ставропольчанин А. Товмасян не удовлетворился таким объяснением и обратился в краевую прокуратуру с просьбой провести проверку законности решения о демонтаже памятника участникам Великой Отечественной войны. «Более того, пишет он в письме, данные действия не являются уважительным отношением к памяти погибших при защите Отечества...».

Проверка была поручена сотрудникам прокуратуры Промышленного района.

- Мы провели комплекс мероприятий, - рассказывает старший помощник прокурора Марина Черкасская. – Примечательно то, что в ответе на наш запрос и.о. директора комитета городского хозяйства Ставрополя В. Киреева (стела – муниципальное имущество) не было ни слова о сути проблемы, а только перечислены технические характеристики, которые позволили специалистам сделать вывод о том, что «указанный памятник составляет угрозу жизни и здоровью людей».

Действительно, после демонтажа памятника стало ясно, что 70 процентов конструкций основания сгнили полностью, и с этим выводом специалистов вряд ли можно спорить.

Заключение министерства культуры, которое было сделано также по запросу прокуратуры, было не менее пессимистичным: стела не состоит на государственном учете и не числится в государственном списке (реестре) памятников истории и культуры Ставропольского края.

И тем не менее решение главы Ставрополя об установке в сквере нового памятника – памятного знака с использованием фрагментов демонтированной стелы, по мнению прокуратуры, «противоречит действующему законодательству по охране памятников истории и культуры». Именно такая формулировка применена в представлении об устранении нарушений требований федерального законодательства, направленного 8 августа прокурором Промышленного района Евгением Петровым главе администрации краевого центра Дмитрию Кузьмину. Дело вот в чем. Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» определяет, что сохранение и реставрация памятников войны обеспечиваются из местных бюджетов, если это памятники муниципального значения. Другой закон - «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» - четко регламентирует, что «пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления». Форма «установление памятного знака» на месте демонтажа или другом месте действующим законом не предусмотрена. «Из смысла этих статей, говорится в представлении, следует, что памятники подлежат восстановлению в прежнем виде и в форме, которая предусмотрена действующим законом».

Прокурор предлагает главе города незамедлительно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению нарушений требований законодательства. Ответить прокурору (и населению города через СМИ) глава должен в месячный срок.

Надо признать: если придется восстанавливать стелу, как того требует закон, то работа предстоит тяжелая (вес стелы – 31 с половиной тонны) и затратная. Можно только напомнить о возможности, которую дает закон: использовать пожертвования физических и юридических лиц. И еще одна проблема: где стелу восстанавливать. Евгений Петров считает, не по службе, а по душе: коль тридцать лет назад стелу устанавливали на въезде в город, то, может быть, и сейчас поискать место где-нибудь поближе к южным границам современного краевого центра.