Добро пожаловать, или Конкурентам вход воспрещен
Французы ушли в отказ На элеваторах края идет прием зерна нового урожая. Отсюда же осуществляется продажа пшеницы, ячменя и других культур различным покупателям – компаниям, работающим как на краевом, так и на российском и зарубежных рынках. В былые времена, когда элеваторы находились всецело под государственным крылом, все было просто и ясно – появлялся достойный купец и забирал урожай. Словом, игра шла по одним, известным для всех правилам. Сегодня практически все хлебоприемные предприятия находятся в частной собственности, ходят под разными хозяевами, в основном столичными. И каждый из них на зерновом рынке играет по-своему.
В частности, пять ставропольских элеваторов принадлежат компании «РусЭлКо» (Русская элеваторная компания), которая была создана в 2004 году. Учредителем ее является французская фирма «Louis Dreyfus». Всего в ООО «РусЭлКо» входят одиннадцать российских элеваторов, расположенных в Ставропольском крае, Воронежской, Ростовской и Волго-градской областях.
Еще весной ряд коммерческих структур края, работающих на зерновом рынке, обратились к «РусЭлКо» с предложением заключить договоры по хранению продукции, которую они намеревались закупать в хозяйствах как во время уборки, так и после нее. Но ответа пришлось ждать долго. Как рассказал первый заместитель генерального директора ООО «Международная Зерновая компания «Юг» («МЗК-Юг») Владимир Жерновой, подобные деловые соглашения были успешно заключены со многими элеваторами в крае, за исключением тех, что принадлежат вышеупомянутой компании.
- Мы один раз попросили, второй, чтобы нам дали фирменные бланки для заключения договоров, - продолжает он. - Однако сотрудники «РусЭлКо» безмолвствовали. Мы вынуждены были подготовить свой вариант документа и отправили им. Однако и на это никакой реакции…
Уходило драгоценное время, не за горами была уборка хлебов, когда зерно потечет на элеваторы, тем более часть сельхозпредприятий, работающих с ООО «МЗК-Юг», авансировались заранее в счет будущей реализации зерна. Первый заместитель председателя правительства СК Владимир Гаркуша направил письмо генеральному директору «РусЭлКо» Стефане Мак Фарлане, в котором, в частности, говорилось, что у властей Ставрополья вызывает обеспокоенность отсутствие договоров на хранение зерна. «Статьей 426 Гражданского кодекса РФ определено, что «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Считаем, что сложившаяся ситуация может привести к гибели выращенного урожая. Просим ускорить заключение указанных договоров и о результатах сообщить в правительство края».
На это письмо в «РусЭлКо» решили сразу же ответить, причем, как говорится, вживую. На днях в край пожаловал сам Мак Фарлане, провел ряд встреч в министерстве сельского хозяйства края, итогом которых стало «пробивание» договоров с лимитом в шесть тысяч тонн для каждого элеватора «РусЭлКо», в случае приема «чужого» зерна. В прошлом году этот минимум был в два с половиной раза больше – 15 тысяч тонн, хотя и он не отвечал потребностям заказчика. К примеру, за полтора года «МЗК-Юг» закупила у сельхозпроизводителей на четырех элеваторах свыше 120 тыс. тонн зерна. В этом же году, по убеждению работников компании, спущенная норма и вовсе капля в море.
Чужие здесь не ходят Еще в марте с хозяйствами Ипатовского района – ЗАО СПК «Октябрьское», КФХ Усенко, ЗАО «Племенной завод имени Г. Калягина» и другими - зерновая фирма «МЗК-Юг» заключила договор на закупку 23 тысяч тонн пшеницы третьего класса, три тысячи из которых были проавансированы в начале весны. В мае она направила руководству Ипатовского элеватора оферту для заключения договора с указанием предполагаемых к хранению 25 тысяч тонн пшеницы и пяти тысяч тонн ячменя. Но только в июле хлебоприемное предприятие подписало договор хранения, да и то, дав добро на злополучные шесть тысяч тонн зерна. Помимо этого, чуть позже ООО «МЗК-Юг» договорилось с хозяйствами района еще на поставку нескольких десятков тысяч тонн зерна.
Особенность такой сделки в том, что сельхозпредприятия доставляют на элеватор выращенный урожай, затем - чтобы продать его – списывают со своей лицевой «карточки» на счет потенциального покупателя, нового собственника продукции, который какое-то время намеревается подержать его на этом же элеваторе. Самое главное - дополнительный объем зерна сюда не завозится, а следовательно, не занимаются новые емкости для его хранения. Суть фокуса в том, что непосредственно от самих сельхозпредприятий зернопродукция принимается, как говорится, с распростертыми объятиями, а вот распорядиться ею по своему желанию хозяйства на деле уже не могут, в частности, реализовать зерно по ранее заключенным договорам, в том числе и на условиях предоплаты.
- На Ипатовском элеваторе нами квота выбрана, - поясняет В. Жерновой, - тем не менее еще ряд предприятий не довезли по ранее заключенным с нами договорам зерно. Мы уже расплатились за него, но кто же нам даст возможность переоформить его в собственность – перевести с одного лицевого счета на другой, как это положено? По правилам, хозяйства подают документы, пишут письмо руководству хлебоприемного предприятия - просим переоформить на тех-то и тех-то такое-то количество зерна. Но на элеваторе однозначно заявляют: подписать, мол, не можем, так как отведенный минимум выбран и - точка.
Надо заметить, что В. Жерновой, будучи несколько лет назад первым заместителем министра сельского хозяйства края, был одним из инициаторов привлечения на Ставрополье инвестиций с участием компании «Louis Dreyfus», теперь же - таковы превратности судьбы! - сам пострадал от инициированного когда-то проекта.
В этом году «РусЭлКо» исключило один немаловажный пункт из своего договора, в соответствии с которым элеватор обязан был по первой же просьбе хозяйства переоформить нужное количество зерна на любого потенциального покупателя. Сейчас распорядиться собственным добром сельхозпредприятия могут только с разрешения компании. Им остается одно – либо везти пшеницу на другие, более отдаленные хлебоприемные точки, что не всегда удобно и выгодно, либо безропотно соглашаться на условия монополиста-оператора, не оставляющего, по сути, никакого выбора производителям продукции.
Сговор или обстоятельства? Аналогичная ситуация складывается на других элеваторах «РусЭлКо» – Благодарненском, Георгиевском, Новопавловском, Дивенском. На хлебоприемных объектах компании «секвестирование» лимитов объясняют тем, что компания намерена сама закупать зерно. Прокомментировать ситуацию мы попросили в головном офисе ООО «РусЭлКо» в Москве, но нам посоветовали по этому поводу обратиться в Волгоград, где находится координирующий центр компании по ЮФО. «Никаких комментариев мы не даем», - был ответ.
Между тем на встрече в министерстве сельского хозяйства края генеральный директор «РусЭлКо» пояснил, что договоры, с учетом квотирования, сегодня заключены на всю элеваторную емкость в крае, компания не может разместить «лишнее» зерно, объемы которого превышают технические возможности элеваторов. Весь сыр-бор в том, констатируют в краевом минсельхозе, что «РусЭлКо» не размещает продукцию, которая заведомо уходит к конкурентам. Так, впрочем, поступают и некоторые другие владельцы элеваторной сети края. В министерстве думают в ближайшее время собрать крупных представителей этого сектора АПК, чтобы по возможности урегулировать ситуацию, создав равные условия на рынке свободной продажи зерна.
В ООО «МЗК-Юг» считают, что доводы конкурентов о перегруженности элеваторов не всегда объективны. Тем более что компания не завозит сама зерно, а покупает «готовое» - уже доставленное и размещенное хозяйствами. По данным краевого минсельхоза, в прошлом году только два из пяти хлебоприемных объектов «РусЭлКо» - Благодарненский и Георгиевский - были загружены под завязку и даже больше – свыше ста процентов. Ипатовский же – на 83,4 процента, Дивенский – на 43,2, Новопавловский – на 43,8 процента.
Их руководители прекрасно понимают ситуацию, но сделать ничего не могут, ибо под хозяином ходят, тем более забугорным. Хоть он и далеко, тем не менее ему видней, как распоряжаться контрольным пакетом своих точек и влиять на зерновой рынок Ставрополья. Не спасает положение дел и то, что 49 процентов акций того же Ипатовского элеватора находится в федеральной собственности. Министерство имущественных отношений РФ до сих пор пока не обозначило свою позицию.
ООО «МЗК-Юг» тем временем обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы по СК с просьбой проверить соблюдение элеваторами «РусЭлКо» антимонопольного законодательства. В «МЗК-Юг» считают, что эта фирма, «создав элеваторную сеть на Ставрополье, начала проводить согласованные действия, ограничивающие конкуренцию», вытесняя тем самым с зернового рынка других его участников. В антимонопольном ведомстве пообещали вынести свое решение к началу августа.