00:00, 21 июля 2006 года

Что саммит дал нам самим

Ливанское уравнение

Те, кто говорит, что G8 превратился в шоу деклараций, правы лишь отчасти: в документах, принятых главами ведущих стран мира, действительно много общих мест. Однако декларация – тоже политика. Например, декларация, что Россия на мировой арене не клоун, а полноценный глобальный игрок, - еще какая политика. И это, несомненно, главный идеологический итог саммита. По большому счету, только теперь, в июле 2006-го, Россия превратилась в не вызывающего сомнений участника «большой восьмерки». Все увидели: Россия - уверенное в себе государство со своим мнением по всем вопросам, в том числе и о расширении «клуба». Заявление В. Путина о том, что решение многих ключевых вопросов невозможно представить без Китая и Индии, - слишком прозрачный намек.

- Что касается роли России, то самый яркий пример того, как мы влияем на ситуацию, такой. Если бы не позиция России, резолюция по ситуации в Ливане (главный успех саммита. - А. Б.) вышла бы в другом виде. И мне кажется, что она не была бы такой сбалансированной, как сейчас, - заявил российский президент о документе «Ближний Восток», который, в отличие от всех остальных, готовили не столько эксперты, сколько главы самолично. А окончательные правки вносили «золотые перья» - премьер-министр Великобритании Тони Блэр и Владимир Путин. И, несмотря на глубокие разногласия внутри «восьмерки» (скажем, США всегда поддерживают Израиль), нашли-таки компромиссные формулировки, признав первопричиной проблем «отсутствие всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке».

С одной стороны, за Израилем признали право на самооборону, с другой – призвали его «проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди гражданского населения и нанесения ущерба гражданским объектам, а также воздерживаться от любых действий, способных дестабилизировать ливанское правительство». «Восьмерка» единогласно заявила о своей полной поддержке миссии Генерального секретаря ООН, находящейся там, в точке кипения ливано-израильского конфликта. Кстати, на особой роли ООН настаивала именно российская сторона. «Потому что другой такой универсальной организации в мире нет», - пояснил Путин. И настоял.

Ядерная формула

Президент США Дж. Буш на саммите пил «Кока-колу лайт», не поднимал перед «другом Владимиром» вопросы о состоянии демократии в России, но во Всемирную торговую организацию и на сей раз Россию не пустил. В одно прекрасное утро журналисты узнали, что совместный протокол о вступлении России в ВТО – документ, которого ждали, не был подписан. Сам факт – «фото» российско-американских отношений: на серьезные уступки друг другу стороны не идут. Ну, наверняка США хотели получить от России нечто большее, чем - по официальной версии - поставки в нашу страну своей свинины. Не получили.

Зато несомненный прорыв в отношениях произошел накануне саммита, когда США и Россия объявили о запуске Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Доступ к благам ядерной энергетики должны иметь все государства, разумеется, при соблюдении ими обязательств в области ядерного нераспространения, гласит совместное заявление В. Путина и Дж. Буша. Вещь – сенсационная, отправившая в прошлое тезис «ядерная энергетика рождает ядерную бомбу» и показавшая - техническое решение проблемы есть. Россия и США вместе будут помогать иным странам  развивать мирный атом без развития национальных мощностей по обогащению урана. Россия предложила, а Америка поддержала идею создать под контролем МАГАТЭ систему международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана.

«Нам удалось найти устраивающую всех формулу решения ядерных проблем», - заявил президент Путин. А Америка признала, что «уникальная историческая роль и ответственность» в области ядерной науки есть не только у нее, но и у Российской Федерации. Предсказания резкого ухудшения российско-американских отношений не сбылись.

Энергетика. План действий

Напомню, что три тематических «кита», предложенных Россией для обсуждения, - энергобезопасность, образование и борьба с инфекционными заболеваниями. Из них «бил хвостом воду», т. е. вызвал серьезные дебаты, лишь один – энергетика. Россия, очевидно, пошла на кое-какие компромиссы, но добилась смены акцентов в самом понятии энергобезопасности.

- До сегодняшнего времени под ней понималось стабильное снабжение основных потребителей энергоресурсами, - В. Путин лично объяснил журналистам смысл термина. - Сейчас мы убедили наших партнеров в том, что энергобезопасность – это гораздо более широкое понятие, и оно включает в себя добычу, транспортировку и продажу энергоносителей. Представители всех звеньев этой цепочки несут солидарную одинаковую ответственность – это, на мой взгляд, крайне важно.

Мировые лидеры не только выработали единые подходы к обеспечению глобальной энергобезопасности, но и приняли весьма практический «Санкт-Петербургский план действий». Каждая страна «восьмерки» взяла на себя добровольные обязательства повышать прозрачность и стабильность глобальных энергетических рынков, а также энергоэффективность и энергосбережение, диверсифицировать виды энергии, сокращать масштабы энергетической бедности, решать проблемы изменения климата и устойчивого развития.

А также - облегчить приток капитала в производство электроэнергии, что принципиально для России с ее естественными монополистами. «Мы примем меры по сокращению барьеров на пути инвестиций и торговли в энергетической сфере», - гласит 13 пункт плана. Кроме того, страны обязались развивать международное сотрудничество в области лесного хозяйства, прежде всего по решению проблем, связанных с исчезновением и деградацией лесов, незаконным оборотом древесины и лесными пожарами.

Образование. Последний пункт

- Мы приняли документ «Образование для инновационных обществ в ХХI веке», где, думаю, впервые сформулировано, что в современном мире нужно обращать внимание на все три основные компоненты образования – это собственно образование, научное исследование и инновации. По этому направлению мы договорились совместно работать и сверять наши часы, - сказал В. Путин.

Документ носил бы чисто декларативный характер, если бы не последний пункт. За общими фразами о расширении обменов в научно-технической и других областях, о привлечении частных инвестиций в НИОКР, о поощрении сотрудничества между университетами и промышленностью стояла интересная вещь - восемь ведущих стран планеты обязались способствовать «социально-экономической интеграции иммигрантов в принимающих странах и обществах», используя образование как один из механизмов.

И еще лидеры заявили, что будут стремиться к созданию глобальной образовательной среды.

- А не вредна ли глобализация образованию? – спросила журналист «Ставропольской правды» у министра образования и науки РФ А. Фурсенко.

- Если есть глобальный рынок труда, то ясно, что образование должно его отслеживать, - заявил он. - Другое дело, что образование сегодня не в полной степени отвечает требованиям мировой экономики, которая ощущает катастрофический недостаток квалифицированных людей. Это чувствуется во многих странах, и никакие паллиативные меры – миграция, утечка мозгов – не спасут. Саммит даст дополнительный толчок различным системам образования во всем мире, привлечет дополнительные средства в сферу. Хотя инвестиции в образование уже сейчас во всех странах растут, а в России, может быть, даже больше, чем везде.

В отличие от всех остальных, документ «Борьба с инфекционными заболеваниями» - это предельная конкретика. Тем и ценен. Россия обязалась выделить 18 млн. долларов на нужды Глобальной инициативы по искоренению полиомиелита, а наш вклад в международные усилия по реагированию на вспышки гриппа птиц составит около $ 45 миллионов. Кроме того, наша страна объединит усилия со Всемирным банком для борьбы с малярией в странах Африки к югу от Сахары.

- Для нас важно, что именно у нас, в России, будут созданы два института – лаборатория по штаммам инфекций и центр по производству лекарств для больных СПИДом для Средней Азии, - сообщил В. Путин.

Коррупция. Контрольная работа

Разумеется, обойти вниманием тему терроризма, доставив удовольствие Бен Ладену, мировые боссы не могли. Но в декларации саммита о борьбе с терроризмом есть, пожалуй, лишь один полезный тезис - о согласованных действиях.

А вот коррупцию обойти могли (легко!), но не стали. Главы государств признали взаимосвязь между коррупцией и неэффективным государственным управлением, подтвердили обязательство преследовать акты коррупции в судебном порядке и не допускать того, чтобы коррумпированные чиновники пользовались плодами своей преступной деятельности в рамках финансовых систем стран «большой восьмерки» (куда Швейцария не входит). И наметили план действий, включив в него такой мощный механизм, как отказ в выдаче разрешений на въезд и предоставлении убежища государственным чиновникам, виновным в коррупции. В общем, судя по всему, больнее всего документ «Борьба с коррупцией на высоком уровне» ударит именно по нашим отечественным взяточникам от бюрократии и т. д. Причем любопытно, что инициатива-то была не российская.

*******

…В пятимиллионом Санкт-Петербурге за все время G8 не произошло ни одного крупного преступления. Да и сам саммит в целом прошел настолько спокойно, что главной его новостью на некоторое время стал… ливень, намочивший мировых лидеров. Конечно, мы можем догадываться, что жаркие дискуссии наверняка были, можем додумываться, что большинство разногласий просто не вылились в публичные жесты, но сохранились. «Нет сенсаций», - жаловались журналисты друг другу. Но отсутствие скандалов – тоже успех. Для председателя саммита - России.