Эксклюзив для Чечни
Никогда прежде Совет Европы не проводил мероприятия, направленные на какой-то отдельный регион государства. Всегда бралась страна в целом. Единственное исключение – Чечня. Пять лет назад Совет Европы и Российская Федерация подписали эксклюзивное соглашение о программе поддержки демократического развития в Чеченской Республике. И вот в рамках этой программы все заинтересованные стороны собрались в Пятигорске, чтобы отшлифовать важнейшие законы: «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» и «О порядке наделения органов местного самоуправления Чеченской Республики отдельными государственными полномочиями». Но зачастую разговор шел в целом о местном самоуправлении как основе демократии.
Заместитель председателя Народного собрания ЧР Идрис Усманов поблагодарил европейцев за внимание и заявил, что республика испытывает большой законодательный голод. По сравнению с другими регионами Российской Федерации Чечня отстает примерно на пять тысяч законов. Особенно остро нехватка законодательной базы ощущается в области местного самоуправления. Но при этом вице-спикер заявил, что ни один регион России не имеет такой социальной базы для местного самоуправления, как Чечня. Мол, сам менталитет чеченского народа предполагает самоуправление - чеченцы испокон века привыкли сами регулировать свою жизнь: социальную, экономическую, политическую.
Идрис Усманов сделал еще одно смелое заявление:
- Чеченская Республика должна стать первой среди равных, поскольку на алтарь целостности и политической значимости Российской Федерации положила жизни своих лучших сыновей во главе с первым президентом Ахмадом Кадыровым.
Представитель аппарата уполномоченного по правам человека в республике Умар Джумалиев был более сдержан в оценках и более конструктивен. Он выделил приоритеты: подготовка кадров для муниципальной службы, установление границ муниципальных образований, наделение муниципалитетов имуществом, финансами и создание базы для успешного проведения выборов в органы местного самоуправления. Если все эти вопросы будут решены правильно, то не останется почвы для нарушений прав человека.
Как подчеркнул референт государственно-правового управления президента РФ Павел Русских, далеко не весь опыт европейского самоуправления можно адаптировать к российским условиям. Тем не менее участники круглого стола с интересом выслушали замечания экспертов по поводу обсуждаемых законопроектов и особенностей российского местного самоуправления. Так, доктор Института социальных исследований университета Гумбольдта (Германия) Хельмут Уолмэн указал: в российских законах определено, что госполномочия делегируются, как правило, либо городским округам, либо сельским районам. В сугубо прагматическом плане это резонно: мелким поселениям крайне сложно осуществлять государственные полномочия. Но если рассматривать местное самоуправление в долгосрочной перспективе, то необходимо всячески содействовать становлению поселений в качестве сильной политической и управленческой структуры. В том числе и передавая им часть государственных полномочий. Если же замкнуться только на городском и районном уровне, то это может вновь привести к огосударствлению власти. Хельмут Уолмэн также обратил внимание, что новый вариант закона не содержит статей, в которых бы говорилось, что муниципальные структуры не входят в систему государственной власти. А ведь это фундаментальное положение местного самоуправления.
Не менее зорок был и второй эксперт – профессор из Великобритании Эдриан Кэмпбел. Он даже подметил, что если в федеральном законе о местном самоуправлении начинают с представительных органов власти, а затем называют администрации, то в проекте закона Чеченской Республики на первом месте стоят именно администрации. По мнению британского профессора, это говорит о том, что реальная власть сосредоточена в руках исполнительной власти.
Оживленные дебаты продолжались два дня. Но в конце концов участники круглого стола согласовали конкретные рекомендации по отдельным главам обсуждавшихся законов.