00:00, 26 мая 2006 года

Коробка неопрятного вида

Причем не только из-за суммы иска (В. Полубояренко требует взыскать со Ставропольского почтамта в качестве компенсации морального вреда ни много ни мало – три миллиона рублей), но, скорее, из-за банальности первого и основного требования этого иска, цитирую: «прошу обязать ОПС № 47 в соответствии с Почтовыми правилами доставлять корреспонденцию по адресу…» Далее следует адрес, по которому истец проживает. В общем, всего-то и требует он, чтобы почтальон регулярно опускал в его почтовый ящик все адресованные туда письма. Как приучила почта всех нас за свою долгую историю. Если разобраться, всего - ничего…

Cледует пояснить, что Владимир Полубояренко даже и без этого иска – личность в некотором роде историческая. Это он одержал недавно победу в судебной тяжбе со Ставропольской городской Думой, доказав нарушение своих избирательных прав и добившись досрочного прекращения полномочий погибшего депутата. Для этого избирателю В. Полубояренко пришлось пройти через длинную череду судов – от районного до Страсбургского. А теперь вот новый иск и снова суд. А не стало ли это чем-то вроде дурной привычки? Вот о чем мне грешным делом подумалось, когда Владимир Михайлович пришел в нашу редакцию. Ну мало ли какие ведомства недобросовестно выполняют свои обязанности, время от времени добавляя дегтя в и без того несладкую жизнь своих потребителей. Что же теперь на всех в суд подавать? Однако когда выслушал его внимательно, убедился, что причины для иска у Полубояренко были веские, а обида на почту копилась целое десятилетие.

Еще в 1996-м нынешний истец поселился в частном доме на одной из окраинных улиц Северо-Западного микрорайона. И вот что его удивляет: когда практически весь нынешний 448-й квартал представлял собой беспорядочное скопление новостроек, почту туда доставляли. Правда, недолго, всего несколько месяцев. А вот теперь, когда на месте фундаментов и котлованов выросли дома и определились очертания новых улиц, почтальоны сюда дорогу забыли. Большинство жильцов получают свои письма и периодические издания в 47-м почтовом отделении. «Из общей коробки неопрятного вида», - как пишет В. Полубояренко в своем исковом заявлении. И добавляет: «К данной коробке имеют доступ все люди, которые просят поискать свою корреспонденцию, любой желающий имеет возможность унести не только свои письма, но и письма, адресованные другим людям».

Вот как пострадал от этого сам В. Полубояренко. В декабре прошлого года он получил приказ мирового суда Октябрьского района о принудительном взыскании средств за несвоевременную уплату налогов на недвижимое имущество, налога на землю, а также пеню и судебные расходы. Вся недоимка в сумме потянула почти на десять тысяч рублей. Плюс естественное в данном случае возмущение «неплательщика», ведь никаких извещений он не получал. И повестки в мировой суд ему не приносили. В итоге «приговоренным» к принудительному взысканию, как считает В. Полубояренко, он оказался совершенно незаслуженно, по вине почты. Будучи человеком законопослушным, Владимир Михайлович сразу же оплатил все, что невольно задолжал государству. Выполнив это судебное решение, сам обратился в суд – с иском к «Почте России». Поскольку опыт общения с судебными инстанциями у В. Полубояренко более чем богатый, а обида на почту зрела давно, к этой тяжбе он подготовился во всеоружии, причем защищает свои интересы самостоятельно, без помощи адвоката.

Вообще-то, если разобраться, «упертость» – черта, одинаково свойственная и так называемым сутягам, готовым порой попусту досаждать различным инстанциям пустыми жалобами, и вполне разумным людям с обостренным чувством справедливости, которые правды добиваются отнюдь не ради собственных амбиций, а «общественной пользы для». Кто он, В. Полубояренко? Лично мне это стало понятно, когда увидел примерно полсотни заявлений от соседей Владимира Михайловича, готовых выступить в суде свидетелями в его защиту. Да нет, пожалуй, его личные обиды и амбиции здесь – не главное. И быть недовольными работой почтового ведомства есть основания у многих жителей этого квартала.

Почта, естественно, отстаивает в суде свою правду. Стоит пояснить, что с 2004 года, после реорганизации, лишились прав юридического лица краевые, областные и городские управления почтовой связи, поэтому конечным ответчиком по иску В. Полубояренко является ФГУП «Почта России», базирующаяся в Москве. А руководство этой монополии, прислав в Ставрополь комиссию, уполномочило защищать свои права в суде Ставропольский почтамт. Что тот и делает при помощи своих представителей. Надо признать, что у ответчиков тоже есть немало аргументов. К последним можно отнести, например, попытку приобщить к материалам дела карту Ставрополя, на которой не обозначена улица Рязанская, где проживает В. Полубояренко. Судья З. Кравченко этот аргумент отмела с ходу, сославшись на уже приобщенную к делу справку, в которой сказано, что улица Рязанская находится в городской черте. Тут уж ничего не поделаешь, как говорится, «назвался груздем» – ну и так далее, а если назвался почтой, будь добр отвечать за исполнение своих обязанностей, кстати, очень подробно прописанных в федеральных законодательстве и ведомственных инструкциях.

Что же мешает почте обеспечить доставку писем, телеграмм, извещений и прочей корреспонденции до адресатов? Самый серьезный аргумент – неблагоустроенность новых кварталов и микрорайонов. Нет благоустройства – нет и доставки, такова позиция почтамта.

- Посмотрите на эти фотографии, мы их сделали при обследовании 448-го квартала, где живет В. Полубояренко, - начальник Ставропольского почтамта Б. Орлов демонстрирует мне на экране компьютера не очень пригожие улицы, недостроенные дома, кучи строительного мусора, ямы на дорогах и на этом фоне гуляющих собак явно не домашнего вида. – Могу я заставить почтальона разносить в этом микрорайоне письма? А как быть тогда с охраной труда?

Ответ, по-моему, очевиден. Даже несмотря на то, что в деле имеются справки из больницы, милиции и других ведомств, где говорится, что укусов людей бродячими собаками в 448-м квартале не зафиксировано.

Кому же верить? У каждой из сторон в этом судебном деле имеется своя правда. А истина, как и водится, где-то посередине. И там же компромисс, который, по моему убеждению, неизбежен. Стоит только истцу с ответчиками захотеть завершить это дело мировым соглашением.

Если говорить о почтамте и его позиции, ну разве возможно доказать, что та самая «коробка неприятного вида», из которой пропадают не только письма, но и повестки в суд, - единственно возможный способ доставки корреспонденции до адресатов в том квартале, если улицы пока не благоустроены и не на всех домах почтовые ящики имеются. А что касается других недостатков в работе ставропольской почты, о которых шла речь на судебных заседаниях, они есть, сам готов подтвердить, что в нашу редакцию часто звонят подписчики, возмущенные, мягко говоря, нерегулярной доставкой «Ставрополки». И при этом «Почта России» едва ли не каждое полугодие повышает тарифы на доставку газет и журналов. Тем самым больно бьет по редакциям, теряющим из-за этого подписчиков. Что самое поразительное, сама российская почта от этого тоже страдает, ведь упавшие тиражи для нее – недополученная прибыль.

А на чем вообще базируется нынче экономика почтового ведомства? Вопрос это не праздный, поскольку и в ходе судебного разбирательства истец высказался в том смысле, что обслуживающее его квартал отделение связи напоминает, скорее, хозяйственный магазин, чем почту. И торгуют там не только открытками и конвертами, в наличии полный ассортимент бытовой химии – стиральные порошки, очистители, мыло…

- Да, мы занимаемся коммерческой деятельностью. В том числе и торговлей бытовой химией. В этом нет ничего необычного. У «Почты России» имеется на это лицензия, - говорит Б. Орлов. – Дело в том, что основная универсальная услуга почты – доставка корреспонденции – сейчас нерентабельна. Значит, надо как-то выживать.

А из дальнейшего нашего разговора выяснились вот какие подробности. Рентабельность Ставропольского почтамта в прошлом году составила 22 процента. Жить можно, особенно если учесть, что раньше почта наша работала с убытками. Другое дело, что основная прибыль теперь «капает» в основном за счет, так сказать, непрофильных услуг, среди них прием коммунальных платежей, торговля. Плюс новые технологии – интернет, электронные переводы. А вот основное дело государственного оператора федеральной почтовой связи – доставка письменной корреспонденции – ничего, кроме убытков, не приносит.

Спрашивается, а есть ли у почты стимул развивать в городах и селах эту самую доставку при таком вот экономическом раскладе? И не в этом ли главная причина разгоревшегося судебного спора? Это может показаться парадоксальным, но тот самый почти былинный персонаж «с толстой сумкой на ремне» в перспективе может оказаться исчезающим видом. Потому что никакой прибыли от него. Или я не прав? Или В. Полубояренко этого не понимает? Но с другой стороны, а зачем тогда нам такая почта? Стиральные порошки ведь и в другом месте купить можно. И письма мы еще писать не разучились. Да и в почтовом законодательстве четко прописано, что является основным делом для почты, - это та самая универсальная услуга – доставка корреспонденции по доступным ценам. На то оно и федеральное госпредприятие под названием «Почта России». Все остальное – это чтобы выжить в условиях рыночной экономики и заработать средства на зарплату почтальонам и операторам.

По словам Б. Орлова, зарабатывают они теперь больше, к тому же внедрена на городском почтамте новая система доплат и премирования. Есть, конечно, и проблемы. Сказывается по-прежнему нехватка кадров, из-за этого большинство почтовых отделений города пока не могут перейти на работу по новому графику – с 9.00 до 20.00, как это требует «Почта России» для удобства клиентов. И обслуживание новых городских кварталов – это тоже проблема. Так что В. Полубояренко поднял своим иском достаточно болезненную для почты тему. И выход, безусловно, есть. Ведь в конце концов и сами новоселы должны быть заинтересованы в том, чтобы почта доставлялась в их микрорайоны. Если этого хотите, займитесь благоустройством своих улиц, позаботьтесь об обозначении улиц и нумерации домов, прикрепите почтовые ящики – таковы требования почты. А еще существуют так называемые коллективные абонентские шкафы. Есть ли возможность установить их в 448-м квартале? – спросил я Б. Орлова. Он ответил утвердительно. Его оппонент В. Полубояренко, который является еще и председателем уличного комитета, в суде заявил, что и деньги на это найдет…

* * *

P.S. Пока материал готовился к печати, участники этого процесса тоже готовились к очередному этапу судебного противостояния. Руководство почтамта совместно с администрацией Октябрьского района пригласили жителей 448-го квартала на встречу, чтобы обсудить проблемы благоустройства и доставки почтовых отправлений. На это приглашение откликнулись… три человека. Остальные, по-видимому, продолжают надеяться, что их соседу В. Полубояренко все-таки удастся отстоять в суде общие интересы. Сам же истец сообщил, что в 47-м отделении сделан ремонт, установлено новое оборудование, увеличен штат операторов. Вместо той самой пресловутой «коробки» установлен типовой шкаф, где теперь и хранится корреспонденция. Так что некоторые требования иска уже выполнены. Что же касается основных пунктов – причиненного морального вреда и доставки почтовых отправлений до адресатов – в этом он готов стоять до конца. И надеется на справедливое судебное решение. При этом подтвердил, что готов найти средства на установку коллективного абонентского шкафа в своем квартале.