00:00, 26 мая 2006 года

Без подзатыльников

Типичный конфликт сегодняшнего дня. В большом селе три школы. С демографией у нас известно как, и отдел образования задумывает реорганизацию. Пусть, мол, одна школа останется средней, откроет у себя профильное обучение, а две другие превратятся в девятилетки. С этим предложением категорически не соглашаются родители. Даже те, чьи дети учатся еще во втором-третьем классах. Мол, вся школьная жизнь должна пройти в одних стенах, переход в другие – психологическая травма... И так - повсеместно.

Поэтому когда я попала в пятигорскую начальную школу № 17, первые мои вопросы к директору Евгении Останкович и завучу Ирине Луневой были об этом. Как удается убедить семьи отдавать детей в школу-четырехлетку, и не травмирует ли в действительности таких маленьких ребятишек то, что в пятом классе они переходят в другое заведение?

Мои собеседницы ответили, что все обстоит ровно наоборот: обучение в начальной школе, среди ровесников, делает детей самостоятельными и уверенными в себе. Они уже в третьем-четвертом классах – старшие. На них и дежурство, и помощь младшим, и все внеклассные мероприятия. А главное, малышей в этом уютном особнячке на улице Кирова некому в отсутствие подростковой публики обижать. Никто не даст подзатыльник, не отберет деньги, что зачастую происходит в больших учебных заведениях. Именно поэтому идти в другую школу выпускники 17-й не боятся и акклиматизируются там быстро.

Что же касается родителей, то за 12 лет существования начальная школа завоевала их доверие. Детям здесь хорошо.

Как шести-семилеток можно чему-то учить и, главное, научить – для меня загадка. Оторвать от игрушек, от вольной беготни во дворе, усадить за книги…

Евгения Останкович объяснила это просто: ведь каждому ребенку что-нибудь да интересно. Вот на этом интересе, на создании ситуации успеха и возникает у малышей желание учиться.

В семнадцатой школе им первые два года не ставят отметок. Мало ли что ребенок поначалу не поспевает за другими, более активными, что у него с чтением или письмом не сразу ладится! Это не повод «давить» его двойками. Интересно, что дети безоценочную систему принимают легко, а родители – с трудом. Их когда-то учили по-другому, и на родительских собраниях они не могут удержаться, чтобы не спросить: мой-то ближе к четверке или к пятерке, скажите!

Точно так же, с некоторой настороженностью, относятся они порой к новым развивающим программам, по которым учатся их дети. Школа работает в том числе и по методике Занкова – это интенсивное обучение с элементами повышенной сложности. Дети требования программы понимают лучше, чем родители, которых задания порой ставят в тупик. Поэтому для мам и пап в школе есть дни консультаций. Еще их приглашают на утренники, на спортивные соревнования, на выставки рисунков – посмотрите, чему научился ваш ребенок! Школа хочет сотрудничать с семьей, помогать ей. Хотя она работает в две смены, время и место для внеклассного развития учеников здесь находят.

И опять о преимуществах начальной. Из кого обычно растят школьных звезд самодеятельности, спорта, лидеров и помощников? Из пяти-семиклассников. Малыши «пасутся» где-то на отшибе. Если ребенок застенчив, о его талантах «большая» школа может вообще не узнать. Здесь же дети (и таланты) раскрываются в раннем возрасте, когда это особенно важно.

Нынешние выпускники НШ, четвероклассники, всеобщие любимцы, все о себе знают. Они настроены на успех, что очень важно - помогает адаптироваться в любой среде. Вот факт: часть детей идет в пятые классы «обычной» школы, а часть - в учебное заведение с углубленным изучением английского языка. И новички потом нередко побеждают «старожилов» на школьных олимпиадах по английскому.

Конечно, и комфортная атмосфера, и высокий уровень подготовки детей, и успехи на городских конкурсах различного уровня случились не сами по себе. Еще в 1994 году, когда школа только открылась, первый директор Галина Красноруженко стала собирать заинтересованных и преданных делу педагогов. Так пришла сюда Ольга Шацкая - учитель с большим стажем, в класс которой определить ребенка родители считают большой удачей. Ольга Алексеевна представлена на получение гранта в рамках национального проекта «Образование». Так стала преподавать физкультуру Татьяна Пьяных, полуфиналистка краевого конкурса «Учитель года-2006», бронзовый призер мира по тэквандо и автор программы по здоровьесбережению школьников.

Эти традиции продолжает и нынешний директор Евгения Останкович. Кстати, она руководит в Пятигорске клубом молодых учителей и тем более внимательна к членам собственного коллектива, средний возраст педагогов в котором - тридцать лет. Некоторые прошли обучение на курсах и семинарах у авторов учебников и программ, по которым работают. И большинство, как сказала мне заместитель начальника управления образования Пятигорска Марина Тарасенко, трудятся для детей и ради детей.

Но... Есть проблемы, характерные для всей I ступени образования в целом, но в такой школе, как № 17, ощущаемые особенно. Вот ввели со второго класса информатику, а технику под нее не дали. Не значатся младшие классы ни в какой государственной программе по информатизации. Так что в семнадцатой дети этот предмет изучают по учебникам и тетрадям. Компьютер здесь один, плюс полученный директором при содействии управления образования ноутбук - не разгонишься.

Есть вопросы и по зарплате педагогов. У «начальников» она везде самая маленькая.

В краевом центре тем временем начальных школ нет. Говорят - родителей не убедить...