Без подзатыльников
Типичный конфликт сегодняшнего дня. В большом селе три школы. С демографией у нас известно как, и отдел образования задумывает реорганизацию. Пусть, мол, одна школа останется средней, откроет у себя профильное обучение, а две другие превратятся в девятилетки. С этим предложением категорически не соглашаются родители. Даже те, чьи дети учатся еще во втором-третьем классах. Мол, вся школьная жизнь должна пройти в одних стенах, переход в другие – психологическая травма... И так - повсеместно.
Поэтому когда я попала в пятигорскую начальную школу № 17, первые мои вопросы к директору Евгении Останкович и завучу Ирине Луневой были об этом. Как удается убедить семьи отдавать детей в школу-четырехлетку, и не травмирует ли в действительности таких маленьких ребятишек то, что в пятом классе они переходят в другое заведение?
Мои собеседницы ответили, что все обстоит ровно наоборот: обучение в начальной школе, среди ровесников, делает детей самостоятельными и уверенными в себе. Они уже в третьем-четвертом классах – старшие. На них и дежурство, и помощь младшим, и все внеклассные мероприятия. А главное, малышей в этом уютном особнячке на улице Кирова некому в отсутствие подростковой публики обижать. Никто не даст подзатыльник, не отберет деньги, что зачастую происходит в больших учебных заведениях. Именно поэтому идти в другую школу выпускники 17-й не боятся и акклиматизируются там быстро.
Что же касается родителей, то за 12 лет существования начальная школа завоевала их доверие. Детям здесь хорошо.
Как шести-семилеток можно чему-то учить и, главное, научить – для меня загадка. Оторвать от игрушек, от вольной беготни во дворе, усадить за книги…
Евгения Останкович объяснила это просто: ведь каждому ребенку что-нибудь да интересно. Вот на этом интересе, на создании ситуации успеха и возникает у малышей желание учиться.
В семнадцатой школе им первые два года не ставят отметок. Мало ли что ребенок поначалу не поспевает за другими, более активными, что у него с чтением или письмом не сразу ладится! Это не повод «давить» его двойками. Интересно, что дети безоценочную систему принимают легко, а родители – с трудом. Их когда-то учили по-другому, и на родительских собраниях они не могут удержаться, чтобы не спросить: мой-то ближе к четверке или к пятерке, скажите!
Точно так же, с некоторой настороженностью, относятся они порой к новым развивающим программам, по которым учатся их дети. Школа работает в том числе и по методике Занкова – это интенсивное обучение с элементами повышенной сложности. Дети требования программы понимают лучше, чем родители, которых задания порой ставят в тупик. Поэтому для мам и пап в школе есть дни консультаций. Еще их приглашают на утренники, на спортивные соревнования, на выставки рисунков – посмотрите, чему научился ваш ребенок! Школа хочет сотрудничать с семьей, помогать ей. Хотя она работает в две смены, время и место для внеклассного развития учеников здесь находят.
И опять о преимуществах начальной. Из кого обычно растят школьных звезд самодеятельности, спорта, лидеров и помощников? Из пяти-семиклассников. Малыши «пасутся» где-то на отшибе. Если ребенок застенчив, о его талантах «большая» школа может вообще не узнать. Здесь же дети (и таланты) раскрываются в раннем возрасте, когда это особенно важно.
Нынешние выпускники НШ, четвероклассники, всеобщие любимцы, все о себе знают. Они настроены на успех, что очень важно - помогает адаптироваться в любой среде. Вот факт: часть детей идет в пятые классы «обычной» школы, а часть - в учебное заведение с углубленным изучением английского языка. И новички потом нередко побеждают «старожилов» на школьных олимпиадах по английскому.
Конечно, и комфортная атмосфера, и высокий уровень подготовки детей, и успехи на городских конкурсах различного уровня случились не сами по себе. Еще в 1994 году, когда школа только открылась, первый директор Галина Красноруженко стала собирать заинтересованных и преданных делу педагогов. Так пришла сюда Ольга Шацкая - учитель с большим стажем, в класс которой определить ребенка родители считают большой удачей. Ольга Алексеевна представлена на получение гранта в рамках национального проекта «Образование». Так стала преподавать физкультуру Татьяна Пьяных, полуфиналистка краевого конкурса «Учитель года-2006», бронзовый призер мира по тэквандо и автор программы по здоровьесбережению школьников.
Эти традиции продолжает и нынешний директор Евгения Останкович. Кстати, она руководит в Пятигорске клубом молодых учителей и тем более внимательна к членам собственного коллектива, средний возраст педагогов в котором - тридцать лет. Некоторые прошли обучение на курсах и семинарах у авторов учебников и программ, по которым работают. И большинство, как сказала мне заместитель начальника управления образования Пятигорска Марина Тарасенко, трудятся для детей и ради детей.
Но... Есть проблемы, характерные для всей I ступени образования в целом, но в такой школе, как № 17, ощущаемые особенно. Вот ввели со второго класса информатику, а технику под нее не дали. Не значатся младшие классы ни в какой государственной программе по информатизации. Так что в семнадцатой дети этот предмет изучают по учебникам и тетрадям. Компьютер здесь один, плюс полученный директором при содействии управления образования ноутбук - не разгонишься.
Есть вопросы и по зарплате педагогов. У «начальников» она везде самая маленькая.
В краевом центре тем временем начальных школ нет. Говорят - родителей не убедить...

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
