00:00, 7 апреля 2006 года

Печальная коммунальная басня

Но, похоже, неудачный опыт многих российских реформ повторяется и в жилищной сфере. Полная неразбериха и абсурд – только так можно назвать взаимоотношения ТСЖ, городской власти и подотчетных ей коммунальщиков в Ставрополе. Нежелание муниципалитета и монополистов терять привычный контроль над финансовыми потоками и правовая неграмотность населения - вот причины проблем, с которыми зачастую сталкиваются жильцы при переходе их дома в управление ТСЖ. Приведем несколько примеров.

Когда в товарищах согласья нет

Подвал девятиэтажки по улице Серова, 9/2, представляет собой печальное зрелище. Под ногами хлюпает грязь, проводка оголена, протекают почти все трубы, а часть необходимых коммуникаций, которые должны выводить стоки, и вовсе отсутствует. В прошлом году в подъезде впервые за 24 года на средства жильцов был сделан косметический ремонт. Для того, чтобы не платить за пустые обещания и вечно протекающие трубы, народ решил взять управление домом в свои руки, и в феврале 2006-го было зарегистрировано товарищество собственников жилья «Надежда».

Сейчас остается только надеяться на скорое разрешение проблемной ситуации. Дело было так. В начале марта, когда комитет городского хозяйства известил ЖЭУ-1 об организации ТСЖ «Надежда», жильцам вручили уведомление: ООО «Управляющая компания-1» сообщала, что с 4 марта она «прекращает обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества дома». На следующий день был отключен лифт и прекращены услуги дворника, а люди получили новое уведомление, где к информации предыдущего письма неожиданно прибавились финансовые претензии: ТСЖ «необходимо будет произвести расчет с ООО «Управляющая компания-1» за работы, оплаченные этим организациям (тем, которые осуществляли обслуживание дома. – Ю.Ю.)».

Тут необходимо пояснить, что в январе 2006 года было издано распоряжение главы города о поэтапном прекращении деятельности нескольких ЖЭУ (в том числе МУП «ЖЭУ-1») Промышленного района и передаче функции обслуживания жилищного фонда десяти ООО с названием «Управляющая компания». Это, мол, «в целях повышения качества оказываемых населению города услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, увеличения рациональности использования денежных средств» и т. д.

А теперь вернемся к реальному примеру. Заседание комиссии по определению технического состояния дома по улице Серова, 9/2, состоялось лишь в середине марта. Но это, по сути, ничего не решило. «Надежде» до сих пор не переданы техническая документация и акт приема-передачи дома. А без них заключение с коммунальными службами договоров на обслуживание общего имущества дома невозможно. Вот в чем вся загвоздка.

Председатель ТСЖ «Надежда» Л. Аксенова зачитала мне список тех организаций, куда она обратилась с просьбой урегулировать сложившуюся ситуацию, - муниципальное унитарное предприятие «ЖЭУ-1», прокуратура, антимонопольная служба, управление Роспотребнадзора по СК, жилищная инспекция, комитет городского хозяйства, министерство жилищно-коммунального хозяйства. Пока никаких официальных действий ни одно ведомство не предприняло.

Как стало известно, жильцам угрожают отключением других коммунальных услуг. По словам Л. Аксеновой, глава ООО «Управляющая компания-1» Т. Джатдоев активно склоняет ее к подписанию договора на обслуживание дома именно его управляющей компанией, обещая разрешить после этого все возникшие проблемы. Что это – шантаж?

– Исключительно в целях благополучия жильцов этого дома мы предлагаем председателю их товарищества заключить с нами договор на любой срок. Пусть даже на два дня, – говорит Т. Джатдоев. – Людей пугают слова «управляющая компания», мы же не управляем, а предлагаем осуществление услуг по обслуживанию дома.

Но, очевидно, именно обслуживающая компания получит право заключения договоров с коммунальными службами, определения ремонтных мероприятий и – главное! - распоряжения денежными средствами, поступающими от жильцов…

На лад их дело не пойдет

Другой дом - по улице Мира, 437 - после регистрации ТСЖ преобразился. Подъезд полностью отремонтирован и вычищен, у входа всех встречает дворник-привратник в новой униформе. Отказ от услуг расчетного центра позволил вести более точный учет денег и потребляемых услуг. Методику расчета попросили даже в министерстве труда.

При всех плюсах головная боль не утихает. В настоящее время восемь квартир остаются без горячей воды. Дело в том, что часть общих коммуникаций находится на территории банка, расположенного в этом же здании. Доступа к стояку оставшихся без воды квартир аварийная служба не имеет.

Кроме того, возникают многочисленные проблемы с заключением договоров на обслуживание с «Водоканалом», «Теплосетью», «Горэлектросетью». Городская администрация настаивает на заключении договоров на условиях организаций-поставщиков. Согласно предлагаемым проектам договоров, 18-летний дом воспринимается как только что сданный в эксплуатацию объект. Таким образом, с коммунальных служб автоматически снимается ответственность за все сделанное и не сделанное ранее. «Правлением ТСЖ до настоящего времени полностью не реализовано право по управлению вашим домом, что может иметь негативные последствия» - такие слова содержало объявление от комитета городского хозяйства, по инициативе которого для разъяснения возникшей ситуации созывалось общее собрание. По словам жильцов, на нем к ТСЖ были предъявлены претензии о заключении им договоров на обслуживание дома не с теми организациями. В письме из комитета городского хозяйства даются «разъяснения, по каким направлениям необходимо проработать вопросы и с какими коммунальными службами необходимо заключить договоры (выделено мной. – Ю.Ю.) на поставку услуг, обслуживание, эксплуатацию и ремонт данного дома».

На запрос ТСЖ нет ответа из Управления государственной противопожарной службы. А без акта о противопожарном состоянии дома товарищество не может заключить договор на обслуживание электросетей.

И выйдет только мука

Жильцы дома по улице Мира, 429, зарегистрировали ТСЖ «Шанс» в декабре 2005-го, а примерно через месяц состоялась комиссия по приемке дома. До настоящего момента ТСЖ не получило ни технической документации, ни технического акта передачи дома. В то же время почти все коммунальные службы настаивают на срочном заключении договоров на обслуживание общего имущества дома. И это при отсутствии документального описания того объекта, который они собираются обслуживать!

Особые проблемы у жильцов возникли при попытках заключения договора с «Водоканалом» и «Горэлектросетью». Обе службы потребовали безотлагательной установки общих счетчиков, необходимости в которых до регистрации ТСЖ не было. «Водоканал» пообещал сделать все бесплатно, но после установки двух счетчиков жильцы неожиданно получили счет на 10 тысяч рублей.

Выходит, коммунальщики-монополисты жестко ставят свои условия, тогда как потребитель услуг может только соглашаться с ними, а не обсуждать договорные условия. Ясно только то, что жильцов многоэтажек снова пытаются загнать в прежние рамки бесправия. Они же просят одного: «Не мешайте развитию наших ТСЖ».