А где же взять рабочий класс?!
Ситуация, когда безработный в Туркменском районе пришел занимать очередь в службу занятости в 2 часа ночи, а к 6 утра там был уже полный двор таких же, как он, характеризует истинное положение вещей с безработицей в крае. Об этом случае на совещании рассказал руководитель краевого управления федеральной службы занятости Е. Лысенко. По его словам, в 2005 году безработными признаны 60 тысяч ставропольцев, и это в полтора раза больше, чем в 2004-м. Уровень официальной безработицы увеличился более чем на 35 процентов, а в некоторых районах он выше среднероссийского в 2-2,5 раза. Такого у нас никогда еще не было.
И это, заметим, при том, что по итогам прошлого года в экономике наблюдаются позитивные сдвиги. Да и органы занятости трудоустроили 46,8 тысячи человек. Тем не менее среди причин безработицы на совещании все же назывались последствия экономических явлений - сокращения на крупных и средних предприятиях, низкая зарплата, продолжающееся высвобождение сельскохозяйственных работников (почти в 100 населенных пунктах края практически нет работодателей!). Ну и еще одна причина, по которой официальная статистика не занятых трудом неуклонно растет. Бедность подталкивает тех, кто раньше не претендовал на рабочее место, и, в частности, селян, занимающихся личным хозяйством, все же обратиться в службу занятости хотя бы из-за пособия и других социальных гарантий. Вот и получается парадокс - государство вместо того, чтобы активно содействовать созданию рабочих мест с достойной зарплатой, активно выдает пособия по безработице (напомню также - детские пособия, субсидии на услуги ЖКХ и прочие льготы). Из федерального бюджета краю по линии службы занятости было выделено более 400 млн. рублей, и из этой суммы большая часть израсходована на досрочные пенсии и упомянутые пособия, которые получили почти 80 тысяч человек…
И все-таки служба занятости – это лишь одно из направлений борьбы с безработицей. В конце концов она не может, например, на четыре вакансии, как в Андроповском районе, трудоустроить больше тысячи жаждущих места. Если власти не позаботятся о создании привлекательных условий для развития бизнеса и поддержки уже существующих предприятий, то проблему не решить. Кроме того, с упорством, достойным лучшего применения, край по-прежнему кует кадры юристов, экономистов, регионоведов, мало прислушиваясь к тому, что нам не хватает сварщиков, станочников, токарей и так далее.
Откуда возьмется рабочий класс?! – вопрошал один из руководителей предприятий, где огромный дефицит рабочих рук, но тем 114 профессиям, которые требуются на этом производстве, почему-то не учат. Мало того, даже училище, прежде кующее необходимые кадры, по словам директора, теперь тоже готовит юристов…
Резюмируя выступления по этому вопросу, заместитель председателя правительства СК Л. Волошина заметила, что необходимо объединить в этом направлении усилия всех органов власти и всех бюджетов и что стоит задача создания краевой программы занятости. Кроме того, необходима также биржа труда для молодежи. Министр Н. Пальцев поддержал предложение считать одним из критериев деятельности администраций уровень безработицы и решение этой проблемы в конкретном районе.
Второй вопрос повестки дня был более приятным - обсуждался опыт работы Арзгирского комплексного центра социального обслуживания. Здесь своя специфика: например, в каждом отделении обслуживания на дому выделили одного работника, отвечающего только за лекарственное обеспечение пожилых, точно так же другие берут на себя доставку хлеба из колхозных пекарен. Центр заключил с предприятиями разных форм собственности договоры на бесплатное или по льготным ценам обслуживание его клиентов. Теперь более 500 ветеранов и инвалидов получают услуги по ремонту обуви, одежды, бытовой техники. Кроме этого организованы новые формы работы отделений дневного пребывания: группы взаимопомощи, клубы по интересам и другие.