Экспериментальная республика
В современной концепции образования старшая школа объявлена профильной. Это значит, что ученики десятых-одиннадцатых классов, кроме базовых знаний, должны получать еще и углубленные по тем предметам, которые им нужны как для поступления в вуз, так и для успешного развития их склонностей и способностей. У каждого своя индивидуальная траектория образования. Звучит красиво. Для города, впрочем, это вполне реально: есть кадры квалифицированных педагогов, включая приглашенных вузовских преподавателей; есть дворцы и дома детского творчества с их научными, художественными и спортивными секциями и объединениями; компьютерная техника в школах и дома у учеников. А вот как быть на селе? Сельская школа в Ставропольском крае по причинам демографическим, миграционным и иным становится (особенно в восточных районах) малокомплектной. В этих условиях качество базового образования падает, а тут профильное грядет… Неужто деревенским детям, их учителям и родителям смириться с тем, что разрыв в подготовке у городских и сельских школьников будет шириться, как полынья по весне?
Начальник Андроповского отдела образования Петр Новиков вспоминает, что, когда на совещании в краевом министерстве речь впервые зашла о профильном обучении, скептиков было много. Ему же сразу стало понятно, что придется искать свой путь.
Три года назад с благословения и при поддержке краевого минобраза и СКИПКРО андроповцы пошли на эксперимент. В Курсавке на базе средней школы № 1 и местного колледжа «Интеграл» открыли Ресурсный центр профильного обучения (РЦПО). В эксперименте участвуют 16 школ района. Одиннадцатиклассников возят на учебу в Курсавку по средам и пятницам. Учеников десятых классов – по вторникам. А в понедельник в РЦПО занимаются восьми- и девятиклассники - у них предпрофильная подготовка. Всего в центре 89 классов, 1300 детей.
Экспериментальная модель РЦПО, разумеется, не вполне изобретение самих андроповцев. В общероссийском проекте по реструктуризации образовательной сети Национального фонда подготовки кадров таких моделей предложено несколько. Например, малокомплектные школы сельского района из средних становятся основными (девятилетками), на старшей ступени обучения их выпускники полностью переходят в близлежащие крупные общеобразовательные учебные заведения, куда их централизованно подвозят и где есть возможность открыть несколько профильных классов. РЦПО, по мнению П. Новикова, вариант для территории более щадящий: базовые школы, даже малокомплектные, остаются средними, учителя не теряют рабочие места, ученики – связей с привычной образовательной средой. Более того, «базовики» получают из Ресурсного центра мощную подпитку в виде методической помощи, доступа к информационной технике, новым технологиям и т. д.
Но главное – учеба в РЦПО изменила детей, которые из замкнутого пространства маленьких школ попадают в настоящую юношескую республику, где сотни ровесников, где есть и новизна, и опыт конкуренции, и большой выбор образовательных программ. В центре реализуются семь академических профилей плюс (на базе колледжа «Интеграл») технологический. Одних элективных (специальных) курсов читается от 80 до 130. Здесь работают лучшие учителя района, в том числе и из базовых школ (это их дополнительная оплачиваемая нагрузка). Здесь самая высокая оснащенность техникой: в районе на один компьютер приходится в среднем 26 учеников, в Центре – пять.
Мониторинг, регулярно проводимый отделом образования и самим РЦПО, показывает, что за годы эксперимента выросли качество знаний, самооценка детей и педагогов. Растет процент поступлений выпускников в вузы. В районе в два раза увеличилось число победителей зональных и краевых предметных олимпиад. Курсавская средняя школа № 1 имени П.М. Стратийчука, на базе которой создан Ресурсный центр, стала победителем конкурса «Лучшая школа России-2005».
Повысился уровень преподавания и в базовых школах. Их работа теперь прозрачна: то, чего недодал учитель на уроке в родном селе, сразу «засвечивается» на профильных занятиях в РЦПО. Это подтягивает. Кроме того, как уже упоминалось, некоторые учителя базовых школ преподают в центре, закончив для этого курсы повышения квалификации, став разработчиками углубленных авторских программ, элективных курсов… На работу в РЦПО их принимают по конкурсу.
Рассказывая на краевом семинаре о своем опыте коллегам, которым еще только предстоит выбирать собственный путь перехода на профильное обучение, представители Андроповского района не умолчали и о трудностях. Первая и главная состояла в том, что нужно было убедить в его необходимости родителей учеников. Объездили все школы района, выступали на сходах, родительских собраниях, в педагогических коллективах.
Выяснилось также, что нормативная база для проведения эксперимента недостаточна. РЦПО не может быть юридическим лицом, поэтому работать приходится в рамках локальных актов, многочисленных договоров.
Трудности подстерегали и там, где их не ждали. Например, учебная документация. В обычном классном журнале невозможно уместить весь набор элективных курсов, который у каждого ученика свой, индивидуальный. Таких журналов теперь в каждом профильном классе пять... Было неясно, где проводить выпускные экзамены для одиннадцатиклассников - в Центре, в базовой школе? Какую оценку ставить в аттестат - базовую, профильную, «среднюю»? А расписание занятий! Оно учитывает нагрузку детей и учителей в РЦПО и в родной школе - и еще сто обстоятельств. А кураторство в профильных классах, которые делятся еще и на группы! А 900 восьми-, девятиклассников, приезжающих на предпрофильную подготовку! (Тема отдельная, требующая особого разговора)...
Наконец, транспорт! 18 школьных автобусов, треть из которых уже нужно бы заменить новыми... Тем не менее даже в самые трескучие морозы прошедшей зимы его был приостановлен лишь на три дня. А родители ребят, обучающихся в селах Верхний Янкуль и Нижний Янкуль, не вошедших в эксперимент, просят, чтобы их дети со следующего учебного года ездили в Ресурсный центр...
Чем больше я общалась с руководителями и педагогами РЦПО, знакомилась с их работой, тем яснее становилось: такую перестройку, такую увеличившуюся нагрузку не взвалишь на себя только по приказу сверху. Это под силу лишь людям, которых привлекает сама идея.
Три года назад ею зажегся нынешний ректор СКИПКРО Алексей Шабалдас, который сумел убедить нескольких заведующих отделами образования пойти на эксперимент. Среди них оказался и П. Новиков.
И опять, как мне кажется, сработал «личный» фактор. Помимо директоров Курсавской СШ № 1 А. Крылова и колледжа «Интеграл» В. Ерина, в работу включилась заместитель директора школы Т. Новикова, супруга начальника отдела образования. Она стала координатором опытно-экспериментальной работы РЦПО.
Петра Дмитриевича и Татьяну Генриховну я знаю давно и могу сказать: это тот случай «семейственности», который построен на преданности общему делу, в данном случае - образованию. В разных поколениях этой семьи с обеих сторон столько учителей, что общий педагогический стаж династии - 500 лет. К Центру Новиковы относятся как к своему детищу, вкладывают в него столько собственных сил, что это не может не привлечь коллег, работающих рядом.
Выигрывают в итоге сельские дети...