Хороним собственными руками
Законопроект готовился четыре месяца, но оказался настолько сырым, что парламентарии не приняли его даже в первом чтении. Собственно в самой необходимости создания на территории Ставрополья особой экономической зоны – «паровоза», способного вытянуть регион из нищеты, - сомневались немногие. Это позволило бы привлечь в край не только большие федеральные деньги (бюджетные), но и многомиллионные инвестиции. Говоря об особой зоне, исполнительная власть имела в виду группу предприятий, которые должны быть построены в Невинномысске с нуля, дать рабочие места и налоги, а депутаты держали в уме лишь идею, не утяжеленную конкретикой. И были правы, потому что никаких экономических выкладок чиновники им не показали до сих пор. «Нам должны быть понятны правила игры, понятны инвесторы, а также цели и задачи, к которым мы идем», - заявил председатель контрольно-счетной палаты ГДСК А. Колесников, который, кстати, не был противником идеи и как раз склонялся к тому, что законопроект в первом чтении надо принимать.
Но основные дебаты разгорелись о новых границах, о двух тысячах гектаров земель сельхозназначения, находящихся в долевой собственности граждан. Именно 20 квадратных километров прописаны в федеральном законе «Об особых экономических зонах», и они должны находиться в границах того муниципального образования, которое представляет проект, т. е. Невинномысска. «Земля, о которой идет речь, пустует, так почему бы ее не задействовать для того, чтобы увеличить промышленный потенциал Ставрополья?» - резонно вопрошал вице-спикер К. Храмов.
Ему не менее резонно отвечали, что сначала нужно спросить граждан, которым земля принадлежит, хотят ли они ее продавать, и если да, то за какую цену. «В принципе никто не возражает против продажи этой земли, но давайте так – утром деньги, вечером стулья», - сказал умудренный опытом А. Шумский, председатель колхоза-племзавода «Казьминский». Как сообщил «СП» первый заместитель главы администрации Невинномысска О. Мазур, стоимость двух тысяч гектаров, по предварительной оценке, составит около 40 млн. рублей. «В то же время какого-либо договора о намерениях с дольщиками нет, поэтому каждый из них в любой момент может просто отказаться от заключения такого договора. А решения общих собраний сельхозпредприятий, дающих добро на продажу, не имеют никакой юридической силы», - сказала представитель прокуратуры края. Более того, по мнению ока государева, проект закона вообще противоречит Конституции РФ, которая гласит, что изменение границ территории, где царит местное самоуправление, «допускается с учетом мнения населения». «Мнение должно быть выражено референдумом, а не решениями Советов депутатов», - уточнила представитель прокуратуры, и зал, кажется, немного оторопел. В целом позиция прокуратуры была жесткая – в таком виде законопроект не принимать.
В дискуссию включился главный федеральный инспектор по СК А. Коробейников, который хотя и назвал состояние дел в экономике края критическим (в качестве аргумента «за» особую зону), но инициативу исполнительной власти поддержал: «Да, документ об изменении границ оформлен неграмотно, но борьба за особые экономические зоны идет на уровне как ЮФО, так и России. Шанс нельзя упускать». «Наш проект в Москве на хорошем счету, в первой пятерке, не хватает лишь одного – надо закрепить земельный участок. Разве это не шанс?» - убеждал депутатов и вице-губернатор Б. Калиничев. Примерно такое же мнение высказал и председатель ГДСК Ю. Гонтарь.
Дебаты, длившиеся больше часа, завершились мирно, т. е. голосованием, занявшим считанные секунды. Нажатие кнопочек. Итоги на электронном табло. Огорчение в реплике Ю. Гонтаря: «Хороним собственными руками…». Практически молниеносная реакция депутата М. Кузьмина: «Прошу поставить вопрос на переголосование…». Короткие уговоры: «Давайте примем, с обязательной доработкой до второго чтения…» Повторное нажатие кнопок: «за» - 12 голосов, а нужно – 13… Бледные лица представителей правительства…
После перерыва депутат А. Кузьмин сделал еще одну попытку: сославшись на возможный технический сбой, он предложил проголосовать вручную, но спикер Ю. Гонтарь проявил принципиальность и поставил точку: «Мы создаем прецедент, при котором любой не понравившийся вопрос можно ставить на переголосование. Система работает исправно, думаю, расклад мнений всем понятен, решение принято».
Далее парламентарии одобрили ряд других важных для края законов. Сразу в двух чтениях были приняты законы «О жилищных правоотношениях в СК», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае». Не секрет, что именно эти объекты зачастую приносятся в жертву прибыли.
- Исторически ценные здания приватизируются, продаются, а затем перестраиваются. На сегодняшний день продано уже около ста таких объектов, - сообщила министр культуры СК Т. Ивенская. - Увеличение темпов строительства заставляет искать все новые и новые площадки, которыми зачастую становятся объекты культурного наследия. В частности, по нашей инициативе прокуратурой Октябрьского района подано исковое заявление в суд об отмене постановления главы города Ставрополя о выделении земельного участка под строительство культурно-развлекательного центра на Крепостной горе, рассмотрение дела продолжается. Такое варварское отношение к объектам культурного наследия стало возможным из-за несовершенства правовой базы. Новый закон направлен на решение проблем. Мы полагаем, что его принятие позволит укрепить правовые, организационные, финансовые основы обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, парламентарии решили направить в адрес министра финансов РФ А. Кудрина письмо-обращение о выделении краю бюджетной ссуды. Мера вынужденная, потому что своими ресурсами – есть всего 306 млн. рублей – Ставрополье не в состоянии полноценно решать проблемы, связанные с реализацией национальных проектов.