00:00, 7 февраля 2006 года

Вертикальные горизонты доступного жилья

С наступлением февраля в регионах увидели первые всходы посеянных президентом национальных проектов – зарплата многих врачей выросла в несколько раз, а учителя обзавелись приличной (1 тыс. рублей за минусом подоходного налога) надбавкой за классное руководство. Деньги, конечно, дошли еще не все и не до каждого. Но власть обещает – дойдут. Впрочем, это лишь малая часть из того, на что нацелил президент. В течение ближайших лет предстоит создать условия для инновационного прорыва в образовании, оживления животноводства и перевода села на современные бизнес-рельсы, а также всплеска жилищного строительства. Результаты этой работы население должно ощутить на себе, но в отличие от эффекта повышения зарплаты - не сразу.

Когда президент инициировал национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилья, то, по сути, предложил новый механизм управления хозяйством страны. И дал ответ тем, кто доказывал, что либеральной экономикой нельзя управлять. Можно. И даже нужно. Но бюрократы увидели в этом не возможность перейти к проектному управлению, а возможность попилить бюджетные деньги, - заявил директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты РФ Валерий Фадеев на форуме молодых журналистов из проекта «Медиакратия».

Понимают это и на Ставрополье. В минувшую пятницу вице-губернатор Б. Калиничев провел совещание, где главам городов, муниципальных районов и поселений объяснили главное – прежняя схема доступа к федеральным деньгам уже не действует. «Теперь в Москву нужно ехать не со сметой под мышкой, а с бизнес-планами и проходить конкурсный отбор», - говорит заместитель министра ЖКХ, строительства и архитектуры СК Э. Марчануков.

На совещании обсуждали национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», для реализации которого еще год назад подготовлена законодательная почва - принят пакет из 25 федеральных законов. В чем его суть? Цель – формирование рынка доступного жилья. Ведь, по официальным данным, около 60% российских семей нуждается в улучшении жилищных условий, причем почти 5 млн. семей живут в аварийных и ветхих строениях, подлежащих сносу… Поскольку проблема сложная, то вытянуть ее смогут паровозы, отправленные по двум путям. С одной платформы – это федеральная целевая программа «Жилище», рассчитанная до 2010 года и включающая в себя четыре подпрограммы. Путь № 1 - сформировать платежеспособный спрос, чтобы люди могли активнее покупать крышу над головой. На это нацелены подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», к коим относятся уволенные и увольняемые военнослужащие; выезжающие из районов Крайнего Севера; принимавшие участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, а также граждане РФ, подлежащие отселению с космодрома «Байконур». Особое внимание В. Путин обратил на необходимость дать жилье ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также молодым специалистам на селе и молодым (до 35 лет) ученым. Путь № 2 – стимулировать предложение, чтобы строители могли больше возводить (подпро-граммы по созданию на земельных участках коммунальной инфраструктуры и по модернизации ЖКХ). Цена вопроса – почти триллион рублей, из них 550 млрд. рублей планируется привлечь от частных инвесторов.

Регионы, разумеется, должны написать собственные сочинения на заданную тему. Краевая целевая программа по молодым семьям (край входит в тройку регионов, где ее до сих пор нет) в настоящее время разрабатывается, утвердить ее должны до 1 марта. При этом наблюдается большой скрип со стороны муниципалов. «Если Георгиевский район нашел у себя 310 молодых семей, нуждающихся в жилье, то Грачевский – 17, Петровский – 9, Предгорный – 8… Неужели там так мало женатой бесквартирной молодежи? Сомнительно. Напоминаю, что мы создаем систему реальной заботы о гражданах, и еще раз призываю глав дать нормальные цифры», - заявил Б. Калиничев. К слову, в ряде городов вообще нет списка молодых семей. С остальными подпрограммами федерального «Жилища» дело обстоит еще хуже.

Уточним, что само понятие «молодая семья» четко определено - это где оба супруга не старше 30 лет, или неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанная в соответствии с законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий. Смысл приоритета – увеличить доступность жилья с помощью ипотеки, развитию которой препятствуют дороговизна кредитов и огромный, по западным меркам, размер первоначального взноса при покупке квартиры. Решить эти проблемы предлагается двумя путями – предоставление субсидий на приобретение или индивидуальное строительство жилья, а также страхование ипотечных кредитов в целях уменьшения первоначального взноса.

Таким образом до 2010 года государство хочет помочь в квартирном вопросе 250 тысячам молодых семей России. Сколь-ко из них будет ставропольских – зависит сейчас от муниципалитетов, тех самых, которых вице-губернатор призывает к активности. Отметим также, что в краевой бюджет-2006 на обеспечение жильем этой категории заложены 30 млн. рублей. Этого, конечно, очень мало. Но есть надежда, что пойдет софинансирование из казны федеральной, а также на то, что на местах, наконец, заработают по-новому. «Муниципалитеты со своим бизнесом – главные игроки на поле доступного жилья», - сказал Э. Марчануков.

Ведь очевидно, что без развития строительного комплекса, особенно в населенных пунктах, где строительных фирм вообще нет, программу не поднять. По сути, краю фактически с нуля нужно выстроить государственную рыночную вертикаль – для того чтобы стать полноценным участником рынка. «Необходимо вводить финансовые инструменты, осваивать девелопмент и консалтинг, а то сейчас так – деньги бизнеса на одном берегу, мы с вами – на другом», - сказал Э. Марчануков, обращаясь к главам городов, районов и поселений. Они спрашивали: но где взять деньги? Им отвечали: источники могут быть разными, в том числе муниципальные заимствования - муниципальные займы, кредиты банковские и бюджетные, полученные от бюджетов вышестоящего уровня.

- Любая территория обладает тем или иным потенциалом, та же самая земля – это ресурс, - говорит руководитель пятигорского Агентства инвестиционных программ, эксперт научно-технического совета по инновационной деятельности Н. Сазонова. – Поэтому сначала нужно понять, чем богата территория, затем - на чем можно заработать деньги. И только после этого можно ставить задачу займа. Нельзя шаблонно подойти ко всем муниципалитетам. Например, в Пятигорске создана библиотека инновационных и инвестиционных проектов, и мы просчитали, что их реализация позволит увеличить стоимость чистых активов с 5,5 млрд. рублей до 18 млрд. Фактически идет речь о более качественном управлении городом.

К слову, Н. Сазонова сообщила, что готова помочь главам разобраться со скрытыми резервами. А Э. Марчануков сказал, что таких компаний на Ставрополье много и «более того, мы пригласим московских». Кстати, в краевом минфине тоже полагают, что выпустить муниципальный облигационный заем при желании реально, только надо соблюсти ряд условий, чтобы его зарегистрировал Минфин России. В том числе - создать программу муниципальных заимствований, на конкурсной основе выбрать кредитную организацию, которая будет заем организовывать, размещать и обслуживать. Средства от продажи займа поступают на счет местного бюджета. По закону, все привлекаемые с рынка капитала средства должны использоваться на финансирование инвестиционных программ или рефинансирование существующего долга. В общем, позволяют обеспечить динамичное развитие городского хозяйства, а это, как известно, основная задача любого муниципалитета. К слову, сумма эмиссии муниципалитетов по стране уже под 9 млрд. рублей. Это просто наш край немного отстал от жизни. Но придется наверстывать. «У нас пока еще много скептиков, но ничего, поборем», - заметил Б. Калиничев.

Если реализация национального проекта в жилищной сфере пойдет как по маслу, то, как сообщил заместитель министра регионального развития РФ В. Аверченко, первые результаты в 2007 году будут такими: объемы жилищного строительства вырастут до 56,3 млн. кв. метров, объемы выдаваемых в год ипотечных кредитов – до 150 млрд. рублей (или в 7,6 раза), доля семей, способных купить крышу над головой за счет собственных или заемных средств, - до 17%. Рыночная ставка по рублевым ипотечным кредитам снизится до 11%, а к 2010 году до 8%. Значительно меньше станет изношенной коммунальной инфрастуктуры. Это – в России. Как будет на Ставрополье, поживем – увидим. Остается добавить, что, отвечая на вопрос «СП», В. Аверченко не скрыл, что на пути всегда будут стоять бюрократические проволочки.