00:00, 25 января 2006 года

Новые выборы - новые задачи

- Действительно, выборы в краевую Думу пройдут не в декабре нынешнего, а в марте 2007 года. То есть их срок переносится немногим более чем на три месяца.

Депутаты действующего созыва избраны в декабре 2001 года. Уставом края срок их полномочий определен в пять лет. Но не стоит полагать, будто решение о продлении этого срока принято краевой Думой. Настоящая причина - изменения в федеральном законодательстве, которыми жестко продиктованы сроки выборов в регионах.

Принятие статьи 81.1 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» послужило первым шагом к прекращению бессистемного, хаотичного потока непрекращающихся выборов. К устранению ситуации, когда только завершились, к примеру, городские выборы, а уже надо готовить и проводить избирательные кампании в районах, селах, поселках и так далее. В последнее время нередко можно услышать: «Люди устали от выборов». И это действительно так.

Суть нового федерального закона в том, что в отношении сроков выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в нашем случае – краевой Думы), органов местного самоуправления и депутатов этих органов, избранных до 15 августа 2005 года (напомню, краевая Дума избиралась до этой даты), установлено общее правило. Если их полномочия истекают в период с 1 ноября по 31 декабря, то выборы депутатов очередного созыва назначаются на второе воскресенье марта следующего года.

Полномочия Государственной Думы Ставропольского края истекают 16 декабря 2006 года. Следовательно, выборы ее нового состава должны пройти 11 марта 2007 года. На основании этой же нормы закона до этого дня продлевается и срок полномочий краевой Думы третьего созыва.

Поэтому выборы депутатов четвертого созыва краевая Дума назначит на 11 марта 2007 года. На эту же дату будут назначены выборы органов местного самоуправления там, где сроки их избрания подпадают под нормы федерального закона.

- Эти выборы пройдут по новым правилам. В них примут участие политические партии уже не с индивидуальными кандидатами, а со списками. Но пока избирательное законодательство края не переработано соответствующим образом. Не затягивается ли этот процесс?

- Новый состав краевого парламента будет сформирован по так называемому смешанному принципу. Это означает, что наряду с депутатами, избранными по одномандатным округам, не менее половины мест в Думе займут представители политических партий.

Что касается будущей численности депутатского корпуса, то она уже определена. В июне прошлого года в Устав края внесены изменения, согласно которым Дума четвертого созыва будет состоять не из 25, а из 50 депутатов.

Это позволит сохранить привычную нарезку избирательных округов по выборам депутатов-одномандатников. Да и партии будут иметь не карликовое, а солидное представительство в парламенте края.

Но главное, что повлияло на увеличение численности депутатов, заключается в том, что в условиях, когда край перешел в фазу динамичного развития, требуются не запоздалые, а опережающие, совершенно новые правовые механизмы обеспечения этой положительной динамики. Кроме того, правительство и Дума края должны быть синхронизированы как в совместных действиях, так и в обеспечении исполнительной власти края законами, механизмами их реализации, в точном определении тактических и перспективных задач развития.

Прошло 12 лет функционирования краевой Думы в составе 25 депутатов. За этот период коренным образом изменились и условия деятельности, и особенно стоящие перед ней задачи. Сегодня в ее составе требуется уже не пять, а, по меньшей мере, 8-10 комитетов, чтобы все отрасли экономики края, все направления социальной и культурной политики были профессионально представлены соответствующими силами.

Было бы слишком большой и непростительной ошибкой со стороны депутатов играть в управление краем. Цена такой ошибки – огромные потери и в конечном счете отсталость региона.

Управление краем в современных условиях не имеет ничего общего с директивным принципом. Правительство и Дума четвертого созыва должны ответить на многие вопросы, поставленные временем. Это сокращение безработицы, повышение жизненного уровня людей, борьба с бедностью. Нужно определить точки экономического роста, обеспечить режим эффективной экономии ресурсов, ясно представлять, в каких случаях прибегать к заимствованию финансовых средств, на что тратить их в первую очередь.

Нужна новая политика и прежде всего реформа заработной платы в здравоохранении, в образовании, во всей социальной сфере. Потребуются конкретные действия по усилению социальной защищенности малообеспеченных слоев населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, многодетных семей и матерей-одиночек. Без разумной экономической политики и продуманных стимулов сельское хозяйство, в том числе животноводство, садоводство и виноградарство, само по себе не вернется на завоеванные ранее позиции, не возродится и промышленность края.

Другими словами, задачи, которые в ближайшие годы предстоит совместно решать Думе и исполнительной власти края, по своим масштабам намного превосходят то, с чем мы сталкивались прежде. Тем не менее считаю, что у нас есть все условия, чтобы воспользоваться в целом благоприятно складывающейся экономической конъюнктурой и ответить на вызовы времени стабильностью и ростом экономики, улучшением качества жизни всего населения края.

Что касается изменений законодательства о выборах в Государственную Думу края, связанных с увеличением числа депутатов, работа эта ведется. В апреле изменения в краевой закон должны быть рассмотрены в первом чтении. После чего они будут опубликованы для широкого обсуждения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями. Ориентировочно в июне закон вступит в силу.

- Не так давно Дума приняла в первом чтении законопроект «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления». В его подготовке принимали активное участие представители политических партий. Насколько полезным оказалось такое сотрудничество?

- Привлечение интеллектуального потенциала политических сил края к подготовке нормативных правовых актов – стратегическая линия Думы. И польза здесь несомненна. Практика нашего сотрудничества лишь подтвердила это. Работа шла при интенсивном обмене мнениями, сопоставлении различных позиций, что помогло выбрать оптимальные решения.

Много полезных замечаний и предложений было высказано представителями «Единой России». Например, по определению вида избирательной системы, участия в выборах иностранных граждан, сроков регистрации кандидатов и т.д.

По вопросам установления избирательного залога, формы подписных листов и порядка проведения предвыборной агитации свои замечания высказали представители КПРФ.

Заинтересованность в подготовке законопроекта проявили и представители партии «Яблоко».

Рабочая группа внимательно проработала предложенные партиями поправки. Многие из них были учтены при принятии закона в первом чтении.

Такой подход, вне сомнения, является оправданным. Ведь политические партии имеют практический опыт участия в выборных кампаниях. Учет их мнения идет только на пользу делу, расширяет демократические рамки избирательного процесса. Сейчас, после опубликования, этот законопроект готовится ко второму чтению.

Кстати, политические силы привлекаются также к разработке законопроекта о выборах депутатов Государственной Думы края. И в этом случае мы обязательно учтем их мнение. Тем более что еще есть ряд вопросов, которые являются принципиальными и требуют дополнительного обсуждения.

Например, новый закон о местном самоуправлении породил ситуацию двоевластия во многих муниципальных образованиях, прежде всего районного уровня. Кто такой глава муниципального района и как понимать роль назначенного главы администрации этого же района? В отдельных случаях доходит до их открытого противостояния, что наносит ущерб делу. Ведь при таких «взаимоотношениях» можно усомниться в эффективности власти в целом. Поэтому мы серьезно изучаем эту проблему, с тем чтобы в краевом законодательстве более четко определить кто есть кто, кому чем заниматься и кому с кого спрашивать.

- Открытость в разработке избирательного законодательства заслуживает уважения. Но не все так гладко. Известно, что ряд политических лидеров края весьма критически отнеслись к предлагаемому Думой варианту краевого законодательства, регулирующего муниципальные выборы. Прежде всего претензии связаны с трудностями и неудобствами для правоприменителей. То есть для тех, кто этим законодательством пользуется. Как вы относитесь к этим претензиям и что намерены предпринять?

- Проблема здесь есть. Некоторые лидеры местных отделений политических партий обратились к нам с предложением придать краевому законодательству по муниципальным выборам более удобный вид. Речь идет о том, чтобы краевой закон содержал нормы избирательного процесса в такой полноте, которая не требует обращаться к соответствующему федеральному закону.

Но есть правила юридической техники, есть, наконец, логика сопряжения федерального и регионального законодательства. В краевом законе мы должны применять или повторять те положения федерального закона, которые по смыслу несут целостные, основные нормы. С другой стороны, безусловно, мы не можем переписывать в законодательный акт края все содержание федерального закона, поскольку многие его нормы регламентируют те или иные действия федеральных органов, что никак не входит в компетенцию властей края. А значит, правоприменителям в любом случае придется пользоваться и краевым, и федеральным законом. У каждого из них своя область правового регулирования.

Есть и другие проблемы. Скажем, избирательное законодательство России очень часто меняется. Со времени принятия в 2002 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в него более десяти раз вносились серьезные поправки. Только за прошедший год это происходило дважды. Согласитесь, при таких условиях воспроизводить нормы федерального закона в краевом, по меньшей мере, неоправданно.

В основном краевой закон будет содержать только те позиции, регулирование которых федеральный закон отнес к компетенции субъектов Федерации, плюс отдельные важные моменты федерального закона, о чем говорилось выше. Такая практика существует во многих регионах. И по имеющимся данным, она не ведет к проблемам в правоприменении.

Принятие краевого закона, регулирующего весь избирательный процесс, представляется нецелесообразным ещё и потому, что правоприменители, а это прежде всего избирательные комиссии (а при возникновении спорных ситуаций – и судебные инстанции, кстати, таких примеров очень много) используют все же федеральный закон, имеющий прямое действие. При этом применение любой нормы краевого избирательного законодательства всегда соотносится с аналогичной федеральной нормой. Именно поэтому краевой закон должен не создавать дополнительные коллизии, а четко регулировать в первую очередь те вопросы, которые отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации.

Но нельзя не согласиться и с тем, что законодатель должен стремиться к максимальной ясности и доступности текста правового акта, удобству его применения. Поэтому мы максимально учтем пожелания политических партий. Это наша принципиальная позиция, и Дума готова продолжать широкое сотрудничество с политическими силами, учеными, общественностью края, со всеми заинтересованными сторонами, с тем чтобы краевое законодательство отвечало самым взыскательным требованиям.

П. ОЗЕРОВ