Заплатка для ОСАГО,
В материале «Закон с помятым задом, или О том, как депутаты «семерку» починить не могут» («СП», 14.09.2005 г.) речь шла о несовершенстве законодательной базы, регулирующей страхование автогражданской ответственности. Спустя некоторое время после выхода статьи в редакцию позвонили из Российского союза автостраховщиков и сообщили, что «помятый зад» закона об ОСАГО думские заседатели выправили. Дыры, допущенные в его первоначальной редакции, залатаны. А герой нашей публикации – житель краевого центра Андрей Тихонов - наконец, починил свои экспортные «жигули» седьмой модели.
Все деньги – до единой копейки, полагавшиеся ему на восстановление покалеченного автомобиля, - пришли под Новый год. Для Тихонова это стало полной неожиданностью, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Напомним, неприятная история с Андреем и его «жигулями» приключилась еще летом. Полугодовые мытарства владельца «семерки» начались на одной из дорог Ставрополя с того, что однажды в отечественный вазовский «зад» с хорошего разгона въехала иномарка «Тойота-Карина». Кто прав, кто виноват, разобрались быстро. Водитель зарубежного авто отпираться не стал: признал, что, дескать, спешил, правила нарушил… Собрав все необходимые документы, Андрей Тихонов отправился в страховую компанию инициатора аварии, намереваясь в скором времени получить компенсацию на ремонт машины. Но не тут-то было. Страховой конторы по указанному адресу не оказалось. Всяческие попытки разыскать ее, в том числе и по телефону в северной столице, успехом не увенчались. Уже после того как раздосадованный водитель пострадавших «жигулей» обратился в Российский союз автостраховщиков в Москве, выяснилось, что лицензию у компании отозвали. Андрею искренне посочувствовали, «успокоив» тем, что автолюбителей, оказавшихся в подобной ситуации, по России тысячи. А еще посоветовали присылать бумаги по ДТП в союз и ждать. Мол, при нынешней редакции закона платить никто не обязан, но не сегодня–завтра в нем появятся поправки, которые и определят того, кто будет выполнять обязательства лопнувших как мыльный пузырь страховщиков. «А тогда и деньги на ремонт машины получите», - заверили Тихонова в РСА.
Депутаты проявили необычайную расторопность и единодушие, и уже осенью добавления к закону вступили в силу. Отчасти этот процесс ускорил и союз автостраховщиков, который выступил с инициативой взять обязательства по выплатам чужих долгов на себя. Пожелания РСА учли и уполномочили его выполнять обязательства обанкротившихся или утративших лицензию организаций. Для этих целей создан специальный фонд, куда все компании, входящие в Российский союз автостраховщиков, регулярно перечисляют средства. Идея эдакой копилки, в которую стекаются деньги на случай непредвиденных расходов, не нова. Так, например, фонд, предназначенный для выплат компенсаций автовладельцам в случаях, когда виновник ДТП скрылся с места происшествия или у него отсутствует страховой полис, действует с первых дней работы закона об ОСАГО.
Ко всему прочему, РСА сделал еще один шаг навстречу пострадавшим автолюбителям, выразив готовность выплачивать компенсации даже при «живых» страховых фирмах, у которых действие лицензий приостановлено или процесс банкротства еще не завершен. В цивилизованном мире ничего подобного не практикуется. Пока компания юридически существует, ей и отвечать за своих клиентов.
Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков, с момента внесения изменений в закон об ОСАГО ими произведено больше тысячи выплат на сумму свыше 35 миллионов рублей по обязательствам семи компаний, которые по разным причинам сошли с дистанции. Но результаты могли быть еще более впечатляющими. Дело в том, что всех проблем поправки к уже существовавшей законодательной базе не решили.
- Компании «уходили» по-разному, - рассказывает начальник управления организации компенсационных выплат Российского союза автостраховщиков Андрей Жигалин. – Одни после банкротства или отзыва лицензии добросовестно передавали всю имеющуюся у них документацию по застрахованным транспортным средствам в наш союз. Другие поступали вовсе некорректно: исчезали, бросая своих клиентов на произвол судьбы.
Сотрудникам РСА приходилось иметь дело с достаточно солидными организациями, которые даже после признания их финансовой несостоятельности продолжали хранить страховые договоры и наотрез отказывались выдавать документы союзу. Без этих сведений РСА не может начать выплату компенсаций по обязательствам потерпевших крах компаний.
Вокруг одной канувшей в Лету страховой фирмы развернулась детективная история. На телефонные звонки в офисе никто не отвечал, а когда представители РСА приехали по адресу конторы, то выяснилось, что компания не работает уже несколько месяцев. Где руководство – неизвестно. Разыскали арендодателя, который сдавал организации помещение и вместе с ним вошли в офис испарившегося страхового общества. Их взору предстали кипы документов, разбросанных по полу. К разбору завалов и сортировке договоров пришлось подключать местную архивную службу, которая работает над восстановлением базы данных по сей день.
Как ни странно, немало трудностей связано с недостаточной информированностью автовладельцев, чьи «железные кони» месяцами ожидают ремонта из-за внезапного исчезновения страховых компаний. Столичные водители в отличие от владельцев транспортных средств в регионах более четко представляют свои права и чаще их отстаивают.
* * *
Информационную поддержку по вопросам компенсационных выплат и квалифицированную помощь участники дорожного движения на колесах могут получить в любой крупной страховой компании региона, по телефону «горячей линии» РСА – 8-800-200-22-02 (звонок бесплатный) или по адресу в Интернете – www.autoins.ru.